Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 







К заседанию Пленума
Центрального Совета
ВОО "ВООПИиК"

 

ДОКЛАД
"О совершенствовании деятельности ВОО "ВООПИИК" и задачах Попечительского совета Общества"

 

Уважаемые члены Центрального совета!

В Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации я, как статс-секретарь - заместитель министра, в течение двух последних лет отвечал за все вопросы законодательного обеспечения отрасли и проведения в Министерстве административной реформы. За всё это время ВООПИиК, прежде всего в лице его председателя - Галины Ивановны Маланичевой, выступал соратником и надежным партнером по всему комплексу проблем государственной охраны, сохранения, использования и популяризации историко-культурного наследия.

Поэтому в феврале этого года, я с большим энтузиазмом отнесся к предложению Галины Ивановны возглавить рабочую группу по определению направлений совершенствования деятельности ВООПИиК.

В мае произошли известные Вам изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, что, безусловно, потребовало внесения ряда корректив в наши предложения.

На сегодняшний день мы имеем достаточно четкое представление о тенденциях реформирования государственного управления и сферы охраны памятников истории и культуры в России. В этой связи я хотел бы поделиться с Вами некоторыми соображениями и озвучить конкретные предложения по тем направлениям развития ВООПИиК, которые на наш взгляд должны стать приоритетными в деятельности Попечительского совета Общества - органа, созданного по решению Президиума Центрального совета Общества от 6 июня с.г., и призванного содействовать в обеспечении эффективной деятельности ВООПИиК по охране, сохранению, возрождению и популяризации национального исторического и культурного (материального и духовного) наследия.
 

Уважаемые коллеги!

Как было отмечено Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год, одним из главных критериев политической культуры и развития общества является увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Децентрализация полномочий в сфере государственного управления на сегодняшний день достигла самого высокого уровня за всю историю России. Не стала исключением и сфера государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В своем докладе Галина Ивановна подробно остановилась на изменениях, внесенных Федеральным законом №258-ФЗ. На наш взгляд, происходящее перераспределение полномочий между Российской Федерацией и её субъектами ставит перед Обществом соответствующую задачу:необходима актуализация отношений и поиск новых форм эффективного взаимодействия Центрального совета ВООПИиК и его региональных отделений с государственными органами охраны, сохранения, использования и популяризации историко-культурного наследия на всех уровнях власти.

Одновременно с процессом перераспределения полномочий и ресурсов между уровнями государственной власти, в России набирает обороты административная реформа, открывающая новые перспективы для некоммерческих и общественных организаций. Так, "Концепцией административной реформы в Российской Федерации" предусмотрены:

- меры по созданию адекватной системы и структуры органов исполнительной власти, в том числе путем широкого применения аутсорсинга избыточных государственных функций - механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями;

- институциональные изменения в системе государственного управления по укреплению взаимодействия государства и общественных структур.

Кроме того, в рамках административной реформы был принят и уже вступил в силу Федеральный закон № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", предусматривающий вытеснение государства из сферы регулирования отдельных общественных отношений путём объединения субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности в некоммерческие саморегулируемые организации (СРО).

И, наконец, программой социально-экономического развития России на 2006-2008 годы приоритетным направлением развития гражданского общества определено обеспечение равных условий доступа негосударственных и государственных некоммерческих организаций на рынки социальных услуг, в том числе путем:

- создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки независимых самоорганизующихся общественных объединений;

- формирования нормативной и методической базы для развития некоммерческих организаций, включая расширение практики выделения грантов и конкурсного размещения государственного (муниципального) заказа на предоставление социальных услуг.

В последнем случае речь идет о так называемом "социальном заказе" - распространенном во всем мире механизме привлечения некоммерческих организаций к исполнению государственных функций в социальной сфере. Так, в США - до трети всех средств, инвестируемых государством в социальную сферу, реализуется через неправительственные некоммерческие организации, в ФРГ - 70%, во Франции 80%.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать: сегодня сфера охраны, сохранения, использования и популяризации историко-культурного наследия как никогда остро нуждается в организованных институтах гражданского общества, способных в новых условиях, с одной стороны, занять нишу общественного контроля и профессионально отстаивать ключевые интересы отрасли на всех уровнях власти, а с другой стороны, содействовать государственным органам в осуществлении их полномочий и, в перспективе, претендовать на осуществление ряда государственных функций.

На мой взгляд, возглавить эти процессы на сегодняшний день может ВООПИиК - самая влиятельная и известная всероссийская общественная организация в сфере историко-культурного наследия, имеющая 40 летнюю историю и соответствующий опыт работы, объединяющая самых авторитетных экспертов и осуществляющая активную общественную деятельность на большей части территории Российской Федерации.

Необходимо особо отметить, что самым ценным активом ВООПИиК являются его отделения в субъектах Российской Федерации. Именно они будут играть ключевую роль в новых условиях.
 

Первостепенная задача, которую Попечительскому совету Общества необходимо решить - это укрепление финансового положения ВООПИиК.

В этой связи одним из самых перспективных, на мой взгляд, направлений деятельности для ВООПИиК может стать проведение государственной историко-культурной экспертизы и иных исследований по заказу Минкультуры России, Росохранкультуры, и органов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время разрабатывается проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об историко-культурной экспертизе". При согласовании данного проекта в Минкультуры России была достигнута договоренность о включении в Положение возможности проведения экспертизы некоммерческими организациями.

Учитывая принципы проведения историко-культурной экспертизы, установленные Федеральным законом № 73-ФЗ (объективности и гласности экспертизы, независимости экспертов), нормы проекта Постановления Правительства РФ "О государственной историко-культурной экспертизе", а также положения Устава ВООПИиК, необходимо будет заключить соответствующие соглашения между Центральным Советом ВООПИиК, с одной стороны, и Росохранкультурой, с другой; а также между Центральным советом, региональными отделениями ВООПИиК и органами охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации.

Предметом таких Соглашений должно стать сотрудничество на постоянной основе между соответствующими органами государственной власти и ВООПИиК путём привлечения Общества к проведению государственной историко-культурной экспертизы.

Кроме этого Соглашениями (в полном соответствии с Уставом Общества) может предусматриваться привлечение ВООПИиК к содействию государственным органам в осуществлении полномочий по определению условий охранных обязательств на памятники истории и культуры, мониторингу состояния объектов культурного наследия, выявлении и подготовке документации к постановке объектов культурного наследия на государственный учет и охрану, и т.д.

Учитывая растущую потребность государственных органов исполнительной власти в проведении историко-культурной экспертизы и прогнозируемый объем работ, ВООПИиК мог бы претендовать на весьма значительные финансовые средства.

При этом роль Попечительского совета Общества видится также в инициировании заключения таких соглашений всеми региональными отделениями Общества, готовыми к проведению таких работ, а также в организации соответствующей методической помощи региональным отделениям.
 

Отдельным направлением деятельности ВООПИиК, на наш взгляд, должна стать профессиональная юридическая работа.

У ВООПИиК есть право обращения во все государственные органы в случае нарушения законодательства об охране культурного наследия. Общество должно профессионально участвовать в обсуждении и разработке всех законодательных инициатив в сфере культурного наследия, выступать с собственными предложениями по совершенствованию законодательства.

На мой взгляд, для упорядочивания и совершенствования работы общества в сфере нормотворчества и применения законодательства об охране памятников истории и культуры Российской Федерации целесообразно рассмотреть вопрос о создании в ВООПИиК собственной юридической службы.

Основными задачами юридической службы могли бы стать:

- разработка проектов нормативных правовых актов и отстаивание позиций ВООПИиК при рассмотрении и подготовке проектов нормативно-правовых актов на всех стадиях нормотворческого и законотворческого процессов;

- полное юридическое сопровождение Общества (начиная от разработки и регистрации учредительных документов и заканчивая правильным оформлением приема на работу сотрудников аппарата);

- осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, включая контроль за состоянием таких объектов;

- обобщение юридической практики деятельности ВООПИиК и подготовка соответствующих рекомендаций региональным отделениям.
 

Резюмируя вышеизложенное, еще раз подчеркну: укрепление финансового положения Центрального Совета ВООПИиК и его региональных отделений, выстраивание конструктивных отношений с государственными органами всех уровней в условиях совершенствующихся системы и структуры государственной власти, создание при ВООПИиК дееспособной юридической службы - это, на мой взгляд, основные составляющие стратегии развития Общества на ближайшую перспективу (1 год).

В среднесрочной перспективе (2-3 года) необходимо актуализировать все уставные цели и направления деятельности Общества по охране, сохранению, использованию и популяризации историко-культурного наследия (причем как материального, так и духовного):

1) Осуществление конституционных прав граждан на участие в сохранении историко-культурного наследия и доступ к культурным ценностям народов Российской Федерации, организация и координация общественной инициативы и деятельности, развитие общественного движения в этой области.

В рамках реализации данного направления деятельности необходимо, прежде всего, провести ревизию всей документации Центрального совета и региональных отделений, касающейся членства в ВООПИиК, восстановить систему членских взносов; на систематической основе возобновить деятельность по привлечению в Общество новых членов.

Необходимо продолжать активное взаимодействие с Русской Православной Церковью, другими религиозными организациями, некоммерческими организациями, образовательными учреждениями. Отдельным направлением деятельности ВООПИиК должно стать международное сотрудничество. В частности, представляется целесообразным обмен опытом с авторитетными зарубежными неправительственными организациями, занимающимися вопросами сохранения историко-культурного наследия. Особо следует отметить организацию "Английское наследие" (English heritage). Её более чем полувековая успешная общественная деятельность в Великобритании привела не только к тому, что в стране сохраняются и эффективно используются подавляющее большинство памятников истории и культуры, но и к тому, что этой организации были переданы многие государственные полномочия, признанные избыточными (в частности, ряд надзорных полномочий и полномочия по ведению реестра памятников).
 

2) Популяризации памятников истории и культуры.

Данное направление деятельности предполагает привлечение широкого круга граждан Российской Федерации к выявлению, изучению, сохранению, возрождению и популяризации национального исторического и культурного (материального и духовного) наследия; формирование у граждан, молодого поколения исторического и национального самосознания, патриотизма, чувства ответственности за сбережение памятников истории и культуры.

Задача Попечительского совета, на мой взгляд, должна заключаться в привлечении ВООПИиК к участию в реализации, а в дальнейшем и в разработке соответствующих государственных и негосударственных программ (таких, например, как проект Единой России "Культура России"). В рамках этой задачи необходимо также системное позиционирование ВООПИиК в средствах массовой информации, поддержка печатного издания Общества - альманаха "Памятники Отечества".
 

3) И, наконец, одним из стратегических направлений деятельности ВООПИиК может стать объединение сообщества реставраторов в саморегулируемую организацию. Объединение в СРО позволит возродить институт аттестации реставраторов, получить функции регулирования отрасли путем издания стандартов и правил реставрационной деятельности. В перспективе саморегулирования - отмена лицензирования реставрационной деятельности и передача соответствующих регулятивных, контрольных и правоприменительных функций государства в СРО.

На мой взгляд, последовательная реализация вышеназванных мер позволит придать ВООПИиК статус современного института гражданского общества, способного эффективно решать весь комплекс задач по охране, сохранению и возрождению культурного наследия России.

Спасибо за внимание.



Назад в раздел