Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 





Революция./ К.А.Соловьев

Революция (от позднелат. revolutio – поворот, переворот) – кардинальное изменение парадигмы развития. Выделяют Р. в природе, в научной, общественной, экономической, политической и др. сферах жизни. Р. политическая предполагает смену режима, формы правления. П.А. Столыпин понимал Р. как крушение исторической власти под натиском сил анархии и беспорядка. Причем, по его мнению, усилению революционных тенденций в русском обществе способствовала само правительство, которое консервировало архаичные порядки и тем самым способствовало обострению социальных противоречий в России. Этим воспользовались сторонники утопических социалистических доктрин, популярных среди интеллигенции. Они придали неосознанному недовольству и неоформленным протестам различных общественных групп определенные цели, которые способствовали бурному развитию антиправительственного движения.

Однако, по мнению Столыпина, представления об организованном характере революционного процесса основывались на заблуждении, которое разделялось и радикально настроенной интеллигенцией, часто преувеличивавшей собственное значение. Согласно личным впечатлениям П.А. Столыпина, события 1905-1906 гг. развивались стихийно и не имели какого-либо координирующего центра. Чаще всего речь шла о локальных по своему значению беспорядках, проявлявшихся в неуважении к закону, погромах и даже убийствах. Эти явления преимущественно не имели прямой политической подоплеки. Однако в итоге они приводили к всеобщему хаосу и беспорядку. Радикальные партии не могли управлять этим процессом, они лишь способствовали эскалации напряженности в стране. «Все горе в том, что в настоящее время все политические партии, как бы они не назывались, еще не кристаллизованы (cristallises). Это неуравновешенные массы, которые приводят в беспорядочное движение еще бессознательные силы. Вместо разрешения текущих задач – проповедуется покушение на человеческую жизнь и законы. Анархисты бросают бомбы, конституционные демократы призывают население к отказу от рекрутского набора и уплаты налогов, черная сотня участвует в погромах, массовых избиениях евреев... Что может сделать правительство с такими господами?» - говорил П.А. Столыпин в интервью в сентябре 1906 г. (П.А. Столыпин: Грани таланта политика. М., 2006. С. 479)

При этом, с точки зрения Столыпина, сама природа Р. заключалась не в социальных беспорядках, а в беспомощности власти в борьбе с ними. Следовательно, революционные потрясения 1905-1906 гг. объяснялись не активизацией оппозиционного движения, а, прежде всего, дезорганизацией управленческого аппарата. Столыпин считал, что оно было связано с утратой понимания общегосударственных задач в первую очередь у самой бюрократией, с отсутствием у нее веры в творческий потенциал власти. В этих условиях революционные потрясения становились повсеместными, а правительственный репрессивный аппарат оказывался бессильным. Существовавший режим не мог рассчитывать на лояльность даже своих ближайших сотрудников. Говоря о событиях 1905 г., П.А. Столыпин подчеркивал: «Осенью в прошлом году можно было говорить с некоторой правдоподобностью о революции. Тогда все основы власти, все принципы, на которых покоился старый порядок вещей были одновременно подорваны и ничего не было создано для их замены. В селах и весях под покрытием этой растерянности бушевала ужасная жакерия. Да, в течение этого периода можно было опасаться непоправимых бедствий. Теперь употребление громких слов, как анархия, жакерия, революция, мне кажется, преувеличенным» (П.А. Столыпин: Грани таланта политика. М., 2006. С. 477)

Следовательно, с точки зрения Столыпина, Р. могла закончиться лишь тогда, когда бы образовалось дееспособное правительство, соответствовавшее вызовам времени. Это предполагало, что у государственной власти была бы определенная стратегия развития страны, т. е. продуманная программа действий, в соответствии с которой координировалась бы работа всех органов управления.

В рамках этой программы правительство должно было решать одновременно две взаимосвязанные задачи. С одной стороны, оно должно было проводить политику жестких репрессий по отношению к революционным элементам, искореняя все проявления анархии в России. С другой, именно действующей власти следовало стать инициатором широких государственных преобразований.

По мнению Столыпина, любой состав правительства вставал бы тогда перед необходимостью бороться с т. н. революционными эксцессами. Председатель Совета министров считал, что ради восстановления правопорядка правительство могло прибегать к исключительным мерам. Он настаивал, что стремление к самосохранению естественно для любого государства. Утрата «инстинкта выживания» свидетельствовала бы о неминуемой гибели этого территориального образования. Кроме того, отсутствие уважения к требованиям властей фактически уничтожало бы последние. Массовый же отказ следовать правовым нормам государства обессмысливал бы дальнейшую законодательную деятельность.

Вместе с тем революционная ситуация могла быть преодолена лишь в том случае, если правительство встало бы на путь системных реформам. Это позволило бы модернизировать во многом архаичные правовые, социальные и экономические отношения, что заметно снизило бы остроту противоречий в русском обществе. При этом власть должна была пойти на политическую реформу, которую она не решилась провести в течение всего XIX в. На практике это означало упрочение государственного строя, провозглашенного Манифестом 17 октября 1905 г. В интервью П.А. Тверскому в феврале 1907 г. П.А. Столыпин так комментировал правительственную политику в 1906 г.: «Положение не допускало колебаний и бесконечных программных препирательств; нужно было действовать, тушить пожар, а не раздувать его бесплодными, безнадежными спорами. Не этим путем, только ярким, осязательным проявлением авторитета власти можно было остановить дальнейшее развитие анархии в стране и начать укрепление нового строя, как он был определен манифестом 17-го октября и новой редакцией основных законов. Только это и было моей задачей и целью, как я их понимал и понимаю» (П.А. Столыпин: Грани таланта политика. М., 2006. С. 495).

При этом правительство должно было сохранять за собой стратегическую инициативу в проведении реформаторского курса. Благодаря этому, оно оставалось бы ведущей конструктивной силой в стране. В противном случае достигнутое с большими трудами неустойчивое равновесие было бы нарушено к тому моменту, когда основные вопросы социально-экономической жизни России не были еще решены. Столыпин предупреждал, что это могло вновь привести к революционным потрясениям. 5 марта 1911 г. на аудиенции у императора он, в частности, говорил: «За пять лет [я] изучил Р. и знаю, что она теперь разбита и моим жиром можно будет еще пять лет продержаться. А что будет дальше, зависит от этих пяти лет» (П.А. Столыпин. Грани таланта политика. М., 2006. С. 492).

Таким образом, по мнению П.А. Столыпина, Р. – это, прежде всего, состояние глубокого кризиса политической системы, который может быть преодолен лишь посредством целого комплекса мер. Главная из них – возвращение доверия к власти, способной устанавливать порядок и проводить преобразования не ради частных интересов, а во имя общего блага. «Ныне надлежит принять за бе­зусловно руководящее указание, что правительство твердо стоит на почве непоколебимого желания проводить намечен­ные монаршею волею реформы, но в то же время ставит своим величайшим долгом во что бы то ни стало охранять закон и общество от преступных по­сягательств. Все без изъятия местные власти должны проникнуться сознанием, что высшею политикою руководит правительство, а не органы подчиненного управления и что прямою неустранимою их обязан­ностью является твердая, решительная, деятель­ность по исполнению своих прямых функций», - говорилось в секретном циркуляре П.А. Столыпина губернаторам от 15 августа 1906 г. (П.А. Столыпин. Биохроника. М., 2006. С. 149).

Источники: Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия: Полное собрание в Государственной думе и Государственном совете. М., 1991; П.А. Столыпин: Программа реформ: В 2 т. М., 2002-2003; П.А. Столыпин: Биохроника. М., 2006; П.А. Столыпин: Грани таланта политика. М., 2006; П.А. Столыпин глазами современников. М., 2008.

Литература: Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978; Бородин А.П. Столыпин: Реформы во имя России. М., 2004; Пожигайло П.А., Шелохаев В.В. Петр Аркадьевич Столыпин: Интеллект и воля. М., 2005; Административные реформы в России: История и современность. М., 2006; Могилевский К.И., Соловьев К.А. П.А. Столыпин: Личность и реформы. Калининград, 2007.

К.А.Соловьев


Возврат к списку