Установка памятника
П. А. Столыпину в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС
Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.
Съезды уполномоченных губернских дворянских обществ (Объединенное дворянство) / А.П.Корелин
Съезды уполномоченных губернских дворянских обществ (Объединенное дворянство)( - сословно-дворянское корпоративное объединение с ассоциативным членством, одна из крупных, влиятельнейших и наиболее известных право-консервативных политических организаций в России начала ХХ в. Первый съезд уполномоченных состоялся в Петербурге 21-28 мая 1906 г., на который прибыли 114 участников от 29 губернских дворянских обществ. В качестве приглашенных, с правом совещательного голоса, на нем присутствовали члены Государственного совета от дворянства, губернские и уездные предводители, представители ряда организаций правого толка (Союза землевладельцев, Кружка дворян верных присяге), а также наиболее известные дворянские деятели и видные сановники из правительственных кругов - А.А.Бобринский, К.Ф.Головин, С.С.Бехтеев, А.А.Киреев, В.И.Гурко, С.Ф.Шарапов, А.С.Стишинский и др. Именно из приглашенных был избран первый председатель съезда- граф А.А.
Бобринский, крупный латифундист и представитель высших аристократических кругов. Важной задачей съезда было организационное оформление объединения. Первый пункт его устава провозглашал: "Съезды уполномоченных губернских дворянских обществ имеют целью объединить Дворянские общества, сплотить дворянство в одно целое для обсуждения и проведения в жизнь вопросов интереса общегосударственного, а равно сословного". Съезды состояли из уполномоченных от дворянских губернских собраний, избиравшихся на три года. Количество уполномоченных не регламентировалось, но при голосовании на съездах каждое губернское дворянское общество имело один голос. Позднее, в 1907 г., очередной съезд внес поправку в этот пункт устава: теперь участниками съездов с правом решающего голоса, помимо уполномоченных, становились также губернские предводители дворянских обществ, вошедших в объединение, и члены Государственного совета, избранные от дворянства. Исполнительным органом Объединенного дворянства становился Постоянный совет, состоявший из выбиравшихся съездом на три года председателя, его заместителя (с 1907 г.- двух заместителей) и 10, а затем 12 членов. Первым председателем Совета был избран А.А.Бобринский, бессменно возглавлявший Объединенное дворянство до 1912 г., когда он стал членом Государственного совета. Затем короткое время этот пост занимал А.А.Нарышкин и до декабря 1916 г.- А.П.Струков, екатеринославский губернский предводитель и крупный латифундист. Все они были убежденными монархистами, известными своими правыми воззрениями. С 1907 г. полноправными членами Постоянного совета стали губернские предводители дворянства обществ, вошедших в объединение. Наконец, на местах дворянские собрания могли выбирать губернские советы для непосредственных контактов с центральным органом.
Попытки же создания съездом собственной программной платформы натолкнулись на почти непреодолимые трудности ввиду глубокого разномыслия среди его участников по кардинальным вопросам политической жизни страны. Дворянство, расслоение которого - экономическое, социальное, политическое, национально-культурное - достигает едва ли не критического уровня, оказалось неподготовленным и неготовым к адекватному восприятию и осмыслению сложившейся в стране критической ситуации. Дискуссии, развернувшиеся на съезде по основным программным вопросам, показали, что ожидавшегося единства сословия достигнуто не было. Ориентиром для съезда стала оглашенная при открытии 1 Государственной думы правительственная декларация кабинета И.Л.Горемыкина, сменившего ненавистного дворянству С.Ю.Витте. Свою собственную политическую позицию съезд попытался изложить в традиционном верноподданническом адресе императору. В первой части этого документа указывалось на угрозу со стороны революции целостности и самому существованию государства, подчеркивалась роль верховной самодержавной власти, как залога "оздоровления русской жизни и дальнейшего ее развития", и дворянства, как важнейшей ее опоры в "обновленном строе России". За этими формулировками стояла бурная полемика о сущности нового политического строя, о месте и роли народного представительства, жесткая критика правительства, обвинявшегося едва ли в сознательном пособничестве революции. Крайне правые представили даже собственный проект адреса, призывая монарха упразднить Государственную думу и восстановить режим управления, существовавший до 17 октября 1905 г. Однако эти радикальные предложения не были поддержаны съездом. Одни его участники посчитали политически нелояльным выступать против учреждения, созданного самим самодержцем, другие выражали надежду, что Дума сама умрет естественной смертью, третьи считали, что дворянство должно использовать ее в своих интересах и следует лишь добиваться изменения избирательного закона.
Но основной пафос адреса был сосредоточен на аграрном вопросе. Решать его предлагалось, ни в коем случае не затрагивая частновладельческие земли, ибо нарушение права частной собственности "поколеблет один из наиболее твердых устоев государственной жизни… и гибельно отразится на всем народном благосостоянии и правильном развитии страны". Этот пункт также был принят после бурных дискуссий. В связи с новой вспышкой крестьянских волнений весной 1906 г. некоторые участники съезда, в основном из крупных латифундистов, готовы были пойти на уступки. Кн. П.Л. Ухтомский, граф Д.А.Олсуфьев, близкий к кадетским кругам А.Н.Брянчанинов согласны были на передачу крестьянам части помещичьих земель, "если будет доказана государственная необходимость такой меры". Однако большинство съезда стало на иную точку зрения, категорически отрицая крестьянское малоземелье. Земельный вопрос предлагалось решать прежде всего укреплением права личной собственности на крестьянские земли, постепенным переходом от общинного к частному владению, путем продажи нуждающимся земельных участков через Крестьянский банк и переселением на свободные казенные земли, а также содействием хуторянам и отрубникам кредитом и постепенным уравнением крестьян в правах с другими сословиями.
Таким образом, несмотря на сохранявшиеся разногласия, определились организационная структура объединения и основные компоненты и направления его программной платформы, намечены были тактические меры по усилению позиций дворянства в обществе и перед властью. Предполагалось объединить "под руководительством представителей дворянства" все охранительные течения на местах (Союз земледельцев, Русская народная партия, Монархическая партия, Союз правового порядка, Союз 17 октября и др.). Большое внимание было уделено предложениям о привлечении тем или иным образом крестьянства - вплоть до создания единого "консервативного союза". Стремление сохранить землевладельческое ядро сословия, его место и роль в сложившейся государственно-политической системе позволило преодолеть центробежные тенденции. На съезде прозвучали выступления, свидетельствовавшие о некоторых сдвигах, происшедших в сознании и настроении дворянства. В специальной записке, изданной по итогам съезда (Об условиях возникновения и деятельности Объединенного дворянства. СПб.,1907), констатировалось, что "мысль об объединении всего российского земельного дворянства в один сословный и политический союз" давно зрела в умах сословия, многие представители которого видели в дворянстве "не замкнутые по губерниям корпорации, живущие лишь своей обособленной губернской жизнью с узкосословными ее интересами, а ту культурную силу страны, которой предопределено историей занимать передовое место хранителя интересов государства и защитника его закономерно поступательного роста". Авторы ее, не затрагивая прямо верховную власть, обвиняли правительство в том, что оно, "подавляя всякое проявление общественного сознания в области общегосударственнной политики", не позволяло дворянству, "вопреки прямо указанному в законе праву его, выступать на более широкий путь борьбы с несовершенствами государственного устройства".
Казалось, налицо были все необходимые признаки серьезной политической организации, претендовавшей на лидирующую роль в охранительном лагере. Съезды уполномоченных собирались регулярно каждый год (в 1906 г. состоялись даже два съезда). Постоянный совет также регулярно собирался на свои сессии, информируя императора и правительство о предметах своих занятий и сообщая о мнении дворянства по важнейшим государственно-политическим вопросам. В трудное для власти время Объединенное дворянство поддержало жесткий курс П.А.Столыпина, возглавившего 8 июня 1906 г. Совет министров, на подавление революционных выступлений, поддержало разгон 1 и 11 Государственной думы, высказалось за разработку и принятие нового избирательного закона, помогло сбить волну земского либерализма (проведенные в 1907-1908 гг. земские съезды завершились победой сил правой ориентации) и т.д. Были поддержаны съездами и основные положения столыпинской аграрно-крестьянской реформы, совпадавшие с программой Объединенного дворянства.
Однако вскоре программные заявления Столыпина, изложенные им в правительственной декларации от 24 августа 1906 г. ( см. "Правительственный вестник") и особенно в выступлениях перед 11 и 111 Думами, встревожили дворянских лидеров. Полностью разделяя репрессивный курс правительства на подавление революции, Объединенное дворянство с тревогой встретило его реформаторские заявления, намерение провести ряд преобразований, обещанных Манифестом 17 октября 1905 г. Особое неприятие дворянских обществ вызвали законопроекты по реорганизации местного управления, самоуправления и суда. Наибольшее возмущение вызвали планы Столыпина заменить уездных предводителей дворянства, фактически восполнявших отсутствовавшее уездное административное звено, коронными начальниками уездов, ликвидировать институт земских начальников, назначавшихся по рекомендации местных дворянских обществ, ввести в качестве низшего административно-общественного звена всесословную земскую волость, ликвидировать волостные крестьянские суды и восстановить институт мировых судей. В этих проектах дворянство усмотрело не только посягательство на права и преимущества "первенствующего сословия", но и вообще подрыв сословного начала в социально-политическом строе страны, на котором, по его мнению, базировалось все государственное устройство империи. Сомнению подверглась и эффективность аграрной реформы, особенно деятельность Крестьянского банка по оценке, скупке и перепродаже крестьянам частновладельческих земель, якобы усугублявшая положение помещиков, и намерение ввести земские учреждения в 9 западных губерниях, в которых среди землевладельцев-собственников преобладали поляки. Вновь правительство подвергается ожесточенной критике, обвинениям в подрыве государственных устоев. Сильнейшее давление на правящие сферы дворянство осуществляло через Думу и Государственный совет, в котором позиции сословия значительно упрочились. Представители дворянства имели сильные позиции и в созданном при МВД Совете по делам местного хозяйства, деятельность которого фактически началась при Столыпине и через обсуждение которого проходили подготовленные правительством законопроекты. Но наиболее эффективным средством достижения целей были традиционные встречи лидеров Объединенного дворянства с императором, в ходе которых им удавалось заручиться заверениями монарха о поддержке сословия и о пересмотре представленных правительством законопроектов. В целом правым удалось не только фактически провалить реформу местного управления, но и практически свернуть всю программу преобразований, обещанных Манифестом 17 октября. Далеко не последнюю роль Объединенное дворянство сыграло и в ослаблении позиций кабинета Столыпина, предрешив фактически еще при жизни премьера его отставку. В связи с его смертью очередной съезд уполномоченных, состоявшийся в марте 1912 г., выразив сожаление об утрате видного государственного деятеля, весьма осторожно, если не двусмысленно, высказался о значимости его фигуры: " В благонамеренных кругах общества П.А.Столыпин сумел завоевать огромное количество страстно преданных ему поклонников, но он имел и горячих противников. Деятельность подобных крупных политических личностей принадлежит суду истории; ей одной подлежит высказать беспристрастный приговор".
Активизация деятельности Объединенного дворянства в первые постреволюционные годы содействовала росту числа его участников: если в 1906 г. в него входили 29 обществ, то к 1913 г. их насчитывалось уже 39. Но постепенно, по мере достижения своих целей, политический накал в деятельности объединения спадает. Съезды уполномоченных по-прежнему проходят ежегодно, но теперь на них все чаще выносится второстепенные вопросы. В целом Объединенному дворянству так и не удалось сколько-нибудь значительно расширить свою социальную базу. Находившиеся в сфере его влияния правые организации (Союз землевладельцев, Кружок дворян верных присяге) были малочисленны и состояли, в основном, из тех же членов дворянских обществ. Попытки создать массовый Союз землевладельцев и земледельцев, подобный германскому Союзу сельских хозяев, оказались безуспешными. Более того, под давлением консервативно настроенного крыла сословия Объединенное дворянство отказывается от каких-либо блоков и даже контактов с другими политическими организациями и партиями. Крестьянство все более рассматривается уже как прямо враждебная сила. Дворянские собрания выступают против любого сближения с торгово-промышленной и даже землевладельческой буржуазией. Вновь усиливается автономность дворянских обществ, четче проявляется конфедеративный принцип организации. Престиж объединения падает.
Новый всплеск активизации деятельности Объединенного дворянства связан с началом Первой мировой войны. На смену патриотическим и верноподданническим заверениям дворянских собраний в адрес монарха и правительства, вскоре приходит нарастание недовольства и даже оппозиционных настроений, обусловленное рядом поражений на фронтах и углублением расстройства народного хозяйства. В обществе росло убеждение, что правительство неспособно справиться с возникавшими трудностями, крепли слухи о негативном влиянии на правительственные сферы "темных сил", олицетворявшихся близким к царской семье Г.Распутиным. В августе 1915 г. рядом членов Государственного совета и Думы был создан так называемый "Прогрессивный блок", в который вошли и некоторые уполномоченные Объединенного дворянства (гр. Д.А.Олсуфьев, В.И.Гурко, П.Н. Крупенский, В.Н.Львов). Блок высказался за создание министерства "общественного доверия", хотя и ответственного только перед императором. В среде дворянства вновь возник раскол: крайне правые считали, что это первый шаг к парламентаризму, умеренные же видели в этом путь к сближению власти с общественностью. Подогрело ситуацию обращение Постоянного совета к тогдашнему премьеру И.Л.Горемыкину с осуждением участников блока и их программы. В знак протеста 5 дворянских собраний вышли из объединения. Наконец, 27 ноября-3 декабря 1916г.состоялся последний, 12-й съезд уполномоченных дворянских обществ. Его участники резко критиковали правительство за безответственность и полную бездарность министров, превратившихся в марионеток "темных сил". Впервые на дворянском съезде, формально по-прежнему стоявшего на монархических позициях, была допущена критика в адрес монарха, что свидетельствовало о падении престижа династии и подрыве самих монархических устоев, на чем зиждилась вся мировоззренческая платформа правоконсервативных сил. Единогласно была принята резолюция, в которой констатировалось, что "монархическое начало, это вековая основа государства, претерпевает колебания в своих собственных устоях". Для преодоления этой кризисной ситуации предлагалось устранить влияние "темных сил" и создать "сильное правительство, русское по мысли и чувству, пользующееся народным доверием и способное совместной с законодательными учреждениями работе, однако ответственное только перед Монархом". Вскоре, не без участия члена Объединенного дворянства В.М.Пуришкевича, Распутин был убит. Но теперь и устранение "темной силы" уже не могло спасти ни монархии, ни само дворянство, дни которых были уже сочтены.
Источники:
Объединенное дворянство. Съезды уполномоченных губернских дворянских обществ. Тт. 1 - 3. М., РОССПЭН. 2001- 2002. Лит.:
Баринова Е.П. Власть и поместное дворянство России начала ХХ века. Самара. 2002; Бибин М.А. Дворянство накануне падения царизма в России. Саранск. 2000; Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907 - 1911 гг. Л., 1978; он же. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911 - 1914 гг. Л.,1988; Корелин А.П. Объединенное дворянство как политическая организация (1906 - 1917) // Политические партии в российских революциях в начале ХХ века. М., 2005. С.43 -57; Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в 1902 - 1907 гг. Л., 1981; он же. Самодержавие и дворянство в 1907 - 1914 гг. Л., 1990.
Бобринский, крупный латифундист и представитель высших аристократических кругов. Важной задачей съезда было организационное оформление объединения. Первый пункт его устава провозглашал: "Съезды уполномоченных губернских дворянских обществ имеют целью объединить Дворянские общества, сплотить дворянство в одно целое для обсуждения и проведения в жизнь вопросов интереса общегосударственного, а равно сословного". Съезды состояли из уполномоченных от дворянских губернских собраний, избиравшихся на три года. Количество уполномоченных не регламентировалось, но при голосовании на съездах каждое губернское дворянское общество имело один голос. Позднее, в 1907 г., очередной съезд внес поправку в этот пункт устава: теперь участниками съездов с правом решающего голоса, помимо уполномоченных, становились также губернские предводители дворянских обществ, вошедших в объединение, и члены Государственного совета, избранные от дворянства. Исполнительным органом Объединенного дворянства становился Постоянный совет, состоявший из выбиравшихся съездом на три года председателя, его заместителя (с 1907 г.- двух заместителей) и 10, а затем 12 членов. Первым председателем Совета был избран А.А.Бобринский, бессменно возглавлявший Объединенное дворянство до 1912 г., когда он стал членом Государственного совета. Затем короткое время этот пост занимал А.А.Нарышкин и до декабря 1916 г.- А.П.Струков, екатеринославский губернский предводитель и крупный латифундист. Все они были убежденными монархистами, известными своими правыми воззрениями. С 1907 г. полноправными членами Постоянного совета стали губернские предводители дворянства обществ, вошедших в объединение. Наконец, на местах дворянские собрания могли выбирать губернские советы для непосредственных контактов с центральным органом.
Попытки же создания съездом собственной программной платформы натолкнулись на почти непреодолимые трудности ввиду глубокого разномыслия среди его участников по кардинальным вопросам политической жизни страны. Дворянство, расслоение которого - экономическое, социальное, политическое, национально-культурное - достигает едва ли не критического уровня, оказалось неподготовленным и неготовым к адекватному восприятию и осмыслению сложившейся в стране критической ситуации. Дискуссии, развернувшиеся на съезде по основным программным вопросам, показали, что ожидавшегося единства сословия достигнуто не было. Ориентиром для съезда стала оглашенная при открытии 1 Государственной думы правительственная декларация кабинета И.Л.Горемыкина, сменившего ненавистного дворянству С.Ю.Витте. Свою собственную политическую позицию съезд попытался изложить в традиционном верноподданническом адресе императору. В первой части этого документа указывалось на угрозу со стороны революции целостности и самому существованию государства, подчеркивалась роль верховной самодержавной власти, как залога "оздоровления русской жизни и дальнейшего ее развития", и дворянства, как важнейшей ее опоры в "обновленном строе России". За этими формулировками стояла бурная полемика о сущности нового политического строя, о месте и роли народного представительства, жесткая критика правительства, обвинявшегося едва ли в сознательном пособничестве революции. Крайне правые представили даже собственный проект адреса, призывая монарха упразднить Государственную думу и восстановить режим управления, существовавший до 17 октября 1905 г. Однако эти радикальные предложения не были поддержаны съездом. Одни его участники посчитали политически нелояльным выступать против учреждения, созданного самим самодержцем, другие выражали надежду, что Дума сама умрет естественной смертью, третьи считали, что дворянство должно использовать ее в своих интересах и следует лишь добиваться изменения избирательного закона.
Но основной пафос адреса был сосредоточен на аграрном вопросе. Решать его предлагалось, ни в коем случае не затрагивая частновладельческие земли, ибо нарушение права частной собственности "поколеблет один из наиболее твердых устоев государственной жизни… и гибельно отразится на всем народном благосостоянии и правильном развитии страны". Этот пункт также был принят после бурных дискуссий. В связи с новой вспышкой крестьянских волнений весной 1906 г. некоторые участники съезда, в основном из крупных латифундистов, готовы были пойти на уступки. Кн. П.Л. Ухтомский, граф Д.А.Олсуфьев, близкий к кадетским кругам А.Н.Брянчанинов согласны были на передачу крестьянам части помещичьих земель, "если будет доказана государственная необходимость такой меры". Однако большинство съезда стало на иную точку зрения, категорически отрицая крестьянское малоземелье. Земельный вопрос предлагалось решать прежде всего укреплением права личной собственности на крестьянские земли, постепенным переходом от общинного к частному владению, путем продажи нуждающимся земельных участков через Крестьянский банк и переселением на свободные казенные земли, а также содействием хуторянам и отрубникам кредитом и постепенным уравнением крестьян в правах с другими сословиями.
Таким образом, несмотря на сохранявшиеся разногласия, определились организационная структура объединения и основные компоненты и направления его программной платформы, намечены были тактические меры по усилению позиций дворянства в обществе и перед властью. Предполагалось объединить "под руководительством представителей дворянства" все охранительные течения на местах (Союз земледельцев, Русская народная партия, Монархическая партия, Союз правового порядка, Союз 17 октября и др.). Большое внимание было уделено предложениям о привлечении тем или иным образом крестьянства - вплоть до создания единого "консервативного союза". Стремление сохранить землевладельческое ядро сословия, его место и роль в сложившейся государственно-политической системе позволило преодолеть центробежные тенденции. На съезде прозвучали выступления, свидетельствовавшие о некоторых сдвигах, происшедших в сознании и настроении дворянства. В специальной записке, изданной по итогам съезда (Об условиях возникновения и деятельности Объединенного дворянства. СПб.,1907), констатировалось, что "мысль об объединении всего российского земельного дворянства в один сословный и политический союз" давно зрела в умах сословия, многие представители которого видели в дворянстве "не замкнутые по губерниям корпорации, живущие лишь своей обособленной губернской жизнью с узкосословными ее интересами, а ту культурную силу страны, которой предопределено историей занимать передовое место хранителя интересов государства и защитника его закономерно поступательного роста". Авторы ее, не затрагивая прямо верховную власть, обвиняли правительство в том, что оно, "подавляя всякое проявление общественного сознания в области общегосударственнной политики", не позволяло дворянству, "вопреки прямо указанному в законе праву его, выступать на более широкий путь борьбы с несовершенствами государственного устройства".
Казалось, налицо были все необходимые признаки серьезной политической организации, претендовавшей на лидирующую роль в охранительном лагере. Съезды уполномоченных собирались регулярно каждый год (в 1906 г. состоялись даже два съезда). Постоянный совет также регулярно собирался на свои сессии, информируя императора и правительство о предметах своих занятий и сообщая о мнении дворянства по важнейшим государственно-политическим вопросам. В трудное для власти время Объединенное дворянство поддержало жесткий курс П.А.Столыпина, возглавившего 8 июня 1906 г. Совет министров, на подавление революционных выступлений, поддержало разгон 1 и 11 Государственной думы, высказалось за разработку и принятие нового избирательного закона, помогло сбить волну земского либерализма (проведенные в 1907-1908 гг. земские съезды завершились победой сил правой ориентации) и т.д. Были поддержаны съездами и основные положения столыпинской аграрно-крестьянской реформы, совпадавшие с программой Объединенного дворянства.
Однако вскоре программные заявления Столыпина, изложенные им в правительственной декларации от 24 августа 1906 г. ( см. "Правительственный вестник") и особенно в выступлениях перед 11 и 111 Думами, встревожили дворянских лидеров. Полностью разделяя репрессивный курс правительства на подавление революции, Объединенное дворянство с тревогой встретило его реформаторские заявления, намерение провести ряд преобразований, обещанных Манифестом 17 октября 1905 г. Особое неприятие дворянских обществ вызвали законопроекты по реорганизации местного управления, самоуправления и суда. Наибольшее возмущение вызвали планы Столыпина заменить уездных предводителей дворянства, фактически восполнявших отсутствовавшее уездное административное звено, коронными начальниками уездов, ликвидировать институт земских начальников, назначавшихся по рекомендации местных дворянских обществ, ввести в качестве низшего административно-общественного звена всесословную земскую волость, ликвидировать волостные крестьянские суды и восстановить институт мировых судей. В этих проектах дворянство усмотрело не только посягательство на права и преимущества "первенствующего сословия", но и вообще подрыв сословного начала в социально-политическом строе страны, на котором, по его мнению, базировалось все государственное устройство империи. Сомнению подверглась и эффективность аграрной реформы, особенно деятельность Крестьянского банка по оценке, скупке и перепродаже крестьянам частновладельческих земель, якобы усугублявшая положение помещиков, и намерение ввести земские учреждения в 9 западных губерниях, в которых среди землевладельцев-собственников преобладали поляки. Вновь правительство подвергается ожесточенной критике, обвинениям в подрыве государственных устоев. Сильнейшее давление на правящие сферы дворянство осуществляло через Думу и Государственный совет, в котором позиции сословия значительно упрочились. Представители дворянства имели сильные позиции и в созданном при МВД Совете по делам местного хозяйства, деятельность которого фактически началась при Столыпине и через обсуждение которого проходили подготовленные правительством законопроекты. Но наиболее эффективным средством достижения целей были традиционные встречи лидеров Объединенного дворянства с императором, в ходе которых им удавалось заручиться заверениями монарха о поддержке сословия и о пересмотре представленных правительством законопроектов. В целом правым удалось не только фактически провалить реформу местного управления, но и практически свернуть всю программу преобразований, обещанных Манифестом 17 октября. Далеко не последнюю роль Объединенное дворянство сыграло и в ослаблении позиций кабинета Столыпина, предрешив фактически еще при жизни премьера его отставку. В связи с его смертью очередной съезд уполномоченных, состоявшийся в марте 1912 г., выразив сожаление об утрате видного государственного деятеля, весьма осторожно, если не двусмысленно, высказался о значимости его фигуры: " В благонамеренных кругах общества П.А.Столыпин сумел завоевать огромное количество страстно преданных ему поклонников, но он имел и горячих противников. Деятельность подобных крупных политических личностей принадлежит суду истории; ей одной подлежит высказать беспристрастный приговор".
Активизация деятельности Объединенного дворянства в первые постреволюционные годы содействовала росту числа его участников: если в 1906 г. в него входили 29 обществ, то к 1913 г. их насчитывалось уже 39. Но постепенно, по мере достижения своих целей, политический накал в деятельности объединения спадает. Съезды уполномоченных по-прежнему проходят ежегодно, но теперь на них все чаще выносится второстепенные вопросы. В целом Объединенному дворянству так и не удалось сколько-нибудь значительно расширить свою социальную базу. Находившиеся в сфере его влияния правые организации (Союз землевладельцев, Кружок дворян верных присяге) были малочисленны и состояли, в основном, из тех же членов дворянских обществ. Попытки создать массовый Союз землевладельцев и земледельцев, подобный германскому Союзу сельских хозяев, оказались безуспешными. Более того, под давлением консервативно настроенного крыла сословия Объединенное дворянство отказывается от каких-либо блоков и даже контактов с другими политическими организациями и партиями. Крестьянство все более рассматривается уже как прямо враждебная сила. Дворянские собрания выступают против любого сближения с торгово-промышленной и даже землевладельческой буржуазией. Вновь усиливается автономность дворянских обществ, четче проявляется конфедеративный принцип организации. Престиж объединения падает.
Новый всплеск активизации деятельности Объединенного дворянства связан с началом Первой мировой войны. На смену патриотическим и верноподданническим заверениям дворянских собраний в адрес монарха и правительства, вскоре приходит нарастание недовольства и даже оппозиционных настроений, обусловленное рядом поражений на фронтах и углублением расстройства народного хозяйства. В обществе росло убеждение, что правительство неспособно справиться с возникавшими трудностями, крепли слухи о негативном влиянии на правительственные сферы "темных сил", олицетворявшихся близким к царской семье Г.Распутиным. В августе 1915 г. рядом членов Государственного совета и Думы был создан так называемый "Прогрессивный блок", в который вошли и некоторые уполномоченные Объединенного дворянства (гр. Д.А.Олсуфьев, В.И.Гурко, П.Н. Крупенский, В.Н.Львов). Блок высказался за создание министерства "общественного доверия", хотя и ответственного только перед императором. В среде дворянства вновь возник раскол: крайне правые считали, что это первый шаг к парламентаризму, умеренные же видели в этом путь к сближению власти с общественностью. Подогрело ситуацию обращение Постоянного совета к тогдашнему премьеру И.Л.Горемыкину с осуждением участников блока и их программы. В знак протеста 5 дворянских собраний вышли из объединения. Наконец, 27 ноября-3 декабря 1916г.состоялся последний, 12-й съезд уполномоченных дворянских обществ. Его участники резко критиковали правительство за безответственность и полную бездарность министров, превратившихся в марионеток "темных сил". Впервые на дворянском съезде, формально по-прежнему стоявшего на монархических позициях, была допущена критика в адрес монарха, что свидетельствовало о падении престижа династии и подрыве самих монархических устоев, на чем зиждилась вся мировоззренческая платформа правоконсервативных сил. Единогласно была принята резолюция, в которой констатировалось, что "монархическое начало, это вековая основа государства, претерпевает колебания в своих собственных устоях". Для преодоления этой кризисной ситуации предлагалось устранить влияние "темных сил" и создать "сильное правительство, русское по мысли и чувству, пользующееся народным доверием и способное совместной с законодательными учреждениями работе, однако ответственное только перед Монархом". Вскоре, не без участия члена Объединенного дворянства В.М.Пуришкевича, Распутин был убит. Но теперь и устранение "темной силы" уже не могло спасти ни монархии, ни само дворянство, дни которых были уже сочтены.
Источники:
Объединенное дворянство. Съезды уполномоченных губернских дворянских обществ. Тт. 1 - 3. М., РОССПЭН. 2001- 2002. Лит.:
Баринова Е.П. Власть и поместное дворянство России начала ХХ века. Самара. 2002; Бибин М.А. Дворянство накануне падения царизма в России. Саранск. 2000; Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907 - 1911 гг. Л., 1978; он же. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911 - 1914 гг. Л.,1988; Корелин А.П. Объединенное дворянство как политическая организация (1906 - 1917) // Политические партии в российских революциях в начале ХХ века. М., 2005. С.43 -57; Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в 1902 - 1907 гг. Л., 1981; он же. Самодержавие и дворянство в 1907 - 1914 гг. Л., 1990.
Корелин А.П.