Установка памятника
П. А. Столыпину в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.
Правовое государство. / К.А. Соловьев
Правовое государство – особая форма социально-политической организации общества, для которой характерен безусловный приоритет прав человека, обеспечивающийся конституционными механизмами взаимодействия социума и государственных институтов управления. Термин произошел от нем. Rechtsstaat. П. г. изначально противопоставлялось полицейскому государству, предполагавшему тотальную регламентацию всех сфер жизни его подданного. Понятие П. г. разрабатывалось ведущими правоведами XIX-XX вв. как за рубежом (Г. Лабандом, Г. Еллинеком и др.), так и в России (В.М. Гессеном, Ф.Ф. Кокошкиным, П.И. Новгородцевым, Б.Н. Чичериным и др.).
С точки зрения П.А. Столыпина, П. г. – это особое политико-правовое пространство, в рамках которого государственная власть гарантирует непрерывность осуществления юридических норм и незыблемость прав его подданных. «Обязанность правительства - святая обязанность ограждать спокойствие и законность, свободу не только труда, на и свободу жизни, и все меры, принимаемые в этом направлении, знаменуют не реакцию, а порядок, необходимый для развития самых широких реформ», - утверждал Столыпин на заседании Государственной думы 8 июня 1906 (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. М., 1991. С. 41).
По мнению Столыпина, П. г. лишь формировалось в России в начале XX в. Постепенно различные сословные, национальные, конфессиональные группы получали фиксированные права, что ограждало их от произвола администрации. Согласно позиции председателя Совета министров, продолжение движение по этому пути составляло ключевую задачу правительства. «В основу всех тех правительственных законопроектов, которые министерство вносит ныне в Думу, положена поэтому одна общая руководящая мысль, которую правительство будет проводить и во всей своей последующей деятельности. Мысль эта - создать те материальные нормы, в которые должны воплотиться новые правоотношения, вытекающие из всех реформ последнего времени. Преобразованное по воле Монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое, так как, пока писанный закон не определит обязанностей и не оградит прав отдельных русских подданных, права эти и обязанности будут находиться в зависимости от толкования и воли отдельных лиц, т.е. не будут прочно установлены», - заявлял премьер-министр в правительственной декларации 6 марта 1907 (Там же. С. 51).
По словам Столыпина, указанные цели были еще декларированы в Манифесте 17 октября 1905. Это в свою очередь определяло программу правительству, которая заключалась «в утверждении начал дарованных манифестом 17 октября, т.е. гражданского равенства и свобод» (П.А. Столыпин: Грани таланта политика. М., 2006. С. 467).
Решая эти задачи, правительство сталкивалось с двумя основными проблемами. Во-первых, оно стояло перед необходимостью реорганизации всей правовой системы Российской империи, которая была архаична, противоречива и слабо унифицирована. Во-вторых, ему следовало обеспечить исполнение этих норм бюрократией, в значительной своей части не симпатизировавшей данным преобразованиям. В правительственной декларации П.А. Столыпин утверждал: «Правовые нормы должны покоиться на точном, ясно выраженном законе еще и потому, что иначе жизнь будет постоянно порождать столкновения между новыми основаниями общественности и государственности, получившими одобрение Монарха, и старыми установлениями и законами, находящимися с ними в противоречии, или не обнимающими новых требований законодателя, а также произвольным пониманием новых начал со стороны частных и должностных лиц» (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. М., 1991. С. 51).
Реализация идеалов П. г. требовала от правительства самого жесткого подавления всех революционных эксцессов. По мнению Столыпина, П. г. предполагало устойчивый социально-политический порядок, при котором все конфликты разрешались бы правовым путем в рамках действовавших юридических процедур. Соответственно, любые формы несанкционированного законом насилия, как со стороны государства, так и в особенности со стороны противоправительственных организаций, должны быть исключены.
Кроме того, перед правительством стояла задача проведения целого комплекса преобразований, чтобы провозглашенные властью права человека не остались лишь декларацией. Прежде всего, П.А. Столыпиным ставился вопрос об упразднении действовавшего дискриминационного законодательства по отношению к социальным, сословным, национальным, конфессиональным группам. Кроме того, Совет министров инициировал законопроект судебной реформы, благодаря которой писанное право должно было стать общеприменимым в России вне зависимости от сословной принадлежности.
В соответствии с теорией П. г. диалог гражданина с властью должен осуществляться на всех уровнях, начиная с низовых институтов местного самоуправления. Это ставило правительство перед необходимостью создания органов самоуправления (земств) в волостях и поселках, демократизации земских учреждений, расширения сферы их компетенции. Наконец, П.А. Столыпин был принципиальным сторонником сохранения Государственной думы и Государственного совета как законодательных учреждений, тесного взаимодействия исполнительной власти с народным представительством. Премьер-министр настаивал на необходимости поиска компромисса с депутатами и теми силами, которые стояли за ними, в случае возникновения серьезных разногласий. Благодаря этому, различные общественные группы получали возможность оказывать влияние на решение вопросов общегосударственного значения.
Помимо этого, Столыпин был убежден, что политические и гражданские права не имеют существенного значения, если индивидуум лишен возможности свободно заниматься хозяйственной деятельностью, обеспечивая благополучие себе и своей семье. Следовательно, правительство должно гарантировать общедоступность и, вместе с тем, неприкосновенность частной собственности, которой должен обладать в т. ч. и крестьянин, прежде заметно ограниченный в этом праве .
Столыпин осознавал, что П. г. должно решать и широкие социальные задачи. В противном случае общество обречено на неразрешимые противоречия, которые не могут быть сняты в рамках действующего права. По этой причине правительство подготовило комплекс социальных мер: реформы образовательной политики (в т. ч. проект введения всеобщего образования), рабочее законодательство, законопроект об отдыхе служащих и т. д. Эта политика предполагала существенное расширение самого понятия «право», которое накладывало на государство существенные обязательства по отношению к каждому своему подданному.
С точки зрения Столыпина, главное преимущество П. г. – его способность к поступательному, непрерывному развитию с учетом исторических особенностей и национальных традиций. П. г. – это сбалансированная система, в которой усилия каждого, направленные к личному успеху, приносят пользу всему обществу. Вместе с тем П. г. подразумевает и активную роль правительства, обладающее творческим потенциалом и способное угадывать правовые и социальные запросы граждан.
Источники: Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия: Полное собрание в Государственной думе и Государственном совете. М., 1991; П.А. Столыпин: Программа реформ: В 2 т. М., 2002-2003; П.А. Столыпин: Грани таланта политика. М., 2006; П.А. Столыпин глазами современников. М., 2008.
Литература: Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978; Бородин А.П. Столыпин: Реформы во имя России. М., 2004; Пожигайло П.А., Шелохаев В.В. Петр Аркадьевич Столыпин: Интеллект и воля. М., 2005; Административные реформы в России: История и современность. М., 2006; Могилевский К.И., Соловьев К.А. П.А. Столыпин: Личность и реформы. Калининград, 2007.