Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 





Правила 8 марта. / В.А. Демин

ПРАВИЛА 8 МАРТА 1906 О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РОСПИСИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, а равно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных. Закон о порядке рассмотрения бюджета Гос. думой и Гос. советом. Имел целью ограничить финансовые права Думы, не допустив их использования в революционных целях. Были составлены особым совещанием и утверждены именным указом Сенату.

Объявляли о рассмотрении бюджета Гос. советом и Думой. Не отменяли законы, предусматривавшие исключение из него части финансовых средств государства. В частности, не давали палатам право утверждать цены на водку, таможенные и железнодорожные тарифы, значительно влиявшие на гос. доходы. Не предусматривали включение в бюджет "специальных средств" (внебюджетных фондов) разных ведомств, которые составляли до 1/5 гос. средств. В числе прочих ими считались доходы ведомства учреждений императрицы Марии (занималось благотворительностью и женским образованием), которое получало небольшую казенную субсидию, средства от монополии на продажу игральных карт и налога на публичные увеселения. Без участия палат разрешалась постройка частных железных дорог с гос. гарантиями их доходности, которые во многих случаях влекли существенные расходы казны.

При рассмотрении расходов Думе и Совету запрещалось даже обсуждать кредиты на министерство императорского двора, собственную канцелярию императора, канцелярию императора по принятию прошений, на экстренные надобности (резервный фонд правительства) в пределах сумм, предусмотренных бюджетом 1906 (соответственно 16,4 млн. руб., 0,8 млн., 0,5 млн., 10 млн. руб. при общем бюджете в 2,5-3 млрд. руб.) При увеличении численности императорской семьи в неприкосновенный бюджет придворного ведомства включались расходы на содержание ее новых членов в соответствии с положением о ней. Кредиты на законодательные палаты определялись заинтересованной палатой без обсуждения другой.

Дума и Совет не могли сокращать платежи по гос. долгу, а также расходы, основанные на законах и императорских повелениях (о назначениях жалования, пенсий и пособий высшим сановникам, а также изданных до 1906). Эти ассигнования в основном включали кредиты на содержание чиновников. Возникающие в палатах предложения о пересмотре законов, предусматривавших расходы, должны были рассматриваться как законодательная инициатива.

В 1908 из бюджета в 2,5 млрд. руб. на расходы первой группы приходилось около 460 млн. (в т.ч. 430 млн. на выплаты гос. долга), второй группы – около 400 млн. руб.

Остальные расходы (в основном на деятельность гос. служб) ежегодно определялись в бюджетном («сметном») порядке на основе решений законодательных палат. Расходы рассматривались по номерам смет ведомств. В их пределах министры могли менять назначение кредитов. По Основным гос. законам военный и морской министры могли с утверждения императора делать это в пределах всей сметы.

В случае разногласий Думы и Гос. совета по бюджетным вопросам создавалась согласительная комиссия. Если разногласия не устранялись, то сохранял силу кредит, назначенный в последнем утвержденном бюджете. Если обе палаты предлагали изменить ее в одну сторону, считалось принятым меньшее изменение.

Указ об утверждении П. обязывал правительство вносить в Гос. совет и Думу проекты смет ведомств в период с 1 по 25 сентября, а проект бюджета – к 1 октября предшествующего года. П. обязывали Думу закончить рассмотрение бюджета к 1 декабря предшествующего года. Это требование не было выполнено ни разу. Бюджет одобрялся Думой, как правило, весной бюджетного года. При неутверждении росписи к 1 января действовал последний утвержденный бюджет с изменениями, вызванными новыми законами. Совет министров ежемесячно открывал ведомствам кредиты в размере 1/12 годового итога.

Предусматривали рассмотрение в законодательном порядке сверхсметных расходов, которые невозможно покрыть из кредита на экстраординарные расходы или из сбережений в рамках номера. Однако "если испрошение в порядке, установленном для утверждения росписи... представляется, по краткости времени, в течение коего должен быть произведен расход, невозможным", то кредит открывался Советом министров. В Думу об этом должны были вноситься особые представления (если кредит был открыт во время сессии – "по возможности" до ее окончания, если кредит открывался на каникулах – в течение 2 месяцев после созыва). О расходах, "требующих тайны", "представления вносятся в Думу по миновании необходимости в сохранении тайны". В случае отклонения Думой соответствующего представления расходование еще не истраченных средств прекращалось.

В этом порядке ассигновывались средства на помощь пострадавшим от неурожая или др. бедствий, на церковно-приходские школы (после фактического отказа Думы рассматривать соответствующие проекты), на перевооружение армии и др. Открытие кредитов Советом министров оставалось исключительным порядком и происходило очень редко.

Средства на ведение военных действий и непосредственную подготовку к ним (после принятия решения о начале войны) ассигновывались императором по представлениям Совета министров (до объявления мобилизации) и (после ее объявления) Особого совещания из высших сановников. Поэтому во время первой мировой войны в рассматриваемый палатами бюджет включалось лишь рассматривали лишь 20-25 % гос. расходов.

П. вопреки зарубежному опыту сильно ограничивали права народного представительства в финансовых вопросах. Из зарубежных стран сходные постановления действовали лишь в Японии. П. в основном позволяли Думе не допускать введения новых расходов (в военное время – лишь гражданских), не давая ей право без согласия Гос. совета (обычно действующего по указаниям правительства) отменять или сокращать старые и предоставляя правительству возможность в отдельных случаях обходить палаты. Правила действовали до 1917. Правительство П.А. Столыпина стремилось сохранить в неприкосновенности их основные положения.

П. вызывали недовольство либеральных кругов. Во II, III и IV Гос. думы вносились законопроекты об их пересмотре. Внесенный в III Думу проект конституционно-демократической фракции (устанавливающий полновластие Думы в финансовых вопросах) в конце 1907 был отклонен Советом министров. Министр финансов В.Н. Коковцов возражал против основных положений проекта (допуская лишь частные поправки к П.) и при его рассмотрении на предмет желательности (январь 1908), и при рассмотрении по существу (май 1911), и в Гос. совете (декабрь 1911), объявив их заимствованием с Запада «орудия борьбы народного представительства с правительственной властью»..

Тем не менее Дума левоцентристским большинством по предложению бюджетной комиссии одобрила проект с поправками. Он предусматривал перенос начала бюджетного года на 1.4, отмену брони десятимиллионного фонда и запрет его расходования на те потребности, предложение об удовлетворении которых было отклонено одно из палат, отмену право Совета министров ассигновывать средства собственной властью и др. Кроме этого, предлагалось установить, что при разногласиях палат принимается меньшая сумма, упрощалась инициатива отмены и пересмотра законов об ассигнованиях.

Гос. совет в декабре 1911 всеми голосами против левой группы отклонил все существенные положения проекта (отклонив даже поддержанную Коковцовым поправку об обязанности Совета министров вносить в двухмесячный срок в Думу все решения об ассигновании средств. После безрезультатной согласительной процедуры Совет в июне 1912 вставанием отклонил проект.

Текст: Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. ХХVI. 1906. Отделение I. СПб., 1909. С. 223-225

Источники: Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. Указатели к ним. Сессии I, IV, V. СПб., 1908-12. Государственный совет. Сборник узаконений и постановлений. СПб., 1910. Государственный совет. Стенографические отчеты. Приложение к ним. Сессия VII. СПб, 1912-13. Особые журналы Совета министров Российской империи. 1912 год. М., 2004.

Лит-ра: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. 1. СПб., 1908. Яснопольский Л. К характеристике нашего бюджетного права // Право. 1909. № 1, 6, 8, 11. Chasles P. Le Parlement russe. Paris, 1910. Третья Государственная дума. Материалы для оценки ее деятельности. СПб., 1912. Шингарев А. Государственная роспись в Государственной думе // Ежегодник газеты "Речь" на 1912 год. СПб., б.г. Он же. Бюджетное право и война // Право. 1916. № 4. Демин В.А. Государственная дума России. М., 1996. Малышева О.Г. Думская монархия. Ч. 1. М., 2001.

В.А. Дёмин


Возврат к списку