Установка памятника
П. А. Столыпину в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС
Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.
Положение о выборах в Государственную Думу 3 июня 1907. / В.А. Демин
Положение о выборах в Государственную Думу 3 июня 1907. Нормативный акт, на основании которого проводились выборы в III и IV Думы. Во время работы I Думы весной 1906 г. император Николай II и пред. Совета министров И.Л. Горемыкин пришли к выводу о неудовлетворительности Положения о выборах 1906 как слишком демократического ("широкого") и необходимости его пересмотра. Тов. министра вн. дел С.Е. Крыжановский по поручению Горемыкина в мае 1906 начал составлять соответствующие проекты.
Однако большинство сановников во главе с дворцовым комендантом ген. Д.Ф. Треповым и министром вн. дел П.А. Столыпиным возражали против столь решительных действий и добивались компромисса с Думой. Ее поддерживал почти весь спектр общественного мнения (кроме черносотенцев). После роспуска Думы Совет министров под председательством Столыпина фактически высказался против пересмотра избирательного закона. Николай II с этим временно согласился.
В 1907 правительство стремилось к компромиссу со второй Думой, однако в ключевом вопросе - аграрном - настаивало на своих условиях. Николай II изначально был склонен к решительным действиям, но Столыпин до определённого момента его сдерживал. Тем не менее в апреле 1907 председатель от имени императора поручил Крыжановскому разработать проект избирательного закона, обеспечивающего более умеренный состав Думы без ограничения круга избирателей (из-за неудобства лишения уже дарованных политических прав).
Крыжановский составил основные положения 3 проектов. Первый предусматривал последовательное разделение курий на всех этапах выборов, второй - "предоставление в губернских избирательных собраниях большинства голосов... представителям сравнительно крупного владения", третий - выборы членов Думы у. земскими собраниями и (на территориях без земств) аналогичными избирательными собраниями.
В начале мая 1907 г. после "зурабовского инцидента", показавшего наличие во II Думе революционного левоавтономистского большинства, Совет министров с участием пред. Гос. совета М.Г. Акимова и нескольких членов верхней палаты приступил к рассмотрению проектов Крыжановского. В результате явного нежелания Думы отказаться от идеи принудительного отчуждения земельной собственности и отсутствия в ней большинства из либералов и консерваторов правительство согласилось с необходимостью пересмотра избирательного закона. Совет министров выбрал второй проект (названный самими министрами "бесстыжим"), Николай II с ним согласился. Столыпин добился устранения Гос. совета от рассмотрения дела. Некоторые реакционные сановники (гос. контролер П.Х. Шванебах) настаивали на его участии, добиваясь "принятия более действительных мер, чем одно только исправление избирательной системы".
Новое положение о выборах на рубеже мая-июня было окончательно отредактировано Крыжановским и одновременно с роспуском II Думы утверждено императорским указом Сенату без рассмотрения Думой и Гос. советом, т.е. с грубым нарушением Основных законов. Было обосновано Манифестом 3.6.1907.
П. в. Г. д. сохраняло в силе с некоторыми поправками правила о выборах от Польши, Восточной Сибири и Уральского казачьего войска и существенно изменило порядок выборов от остальных регионов. Основные нововведения заключались в следующем. Места выборщиков были перераспределены в пользу землевладельческой курии. Именно она (а не крестьянская, как раньше) стала определять результат выборов. Было введено обязательное представительство всех курий в Думе. Гор. курия была разделена на две, что значительно повысило представительство высших гор. слоев за счет средних. Число городов с отдельным представительством было сокращено с 26 до 7.
Министр вн. дел получил право делить избирательные съезды по целому ряду признаков (местности, роду и размеру ценза, вероисповеданию избирателей). При этом он обычно утверждал представления губернаторов, давая им общие указания. В сочетании с мажоритарной системой это позволяло власти обеспечить или исключить представительство меньшинства, а также резко снизить влияние небогатых избирателей. Было значительно сокращено число депутатских мест от окраин. Русское население Литвы, Варшавы и Закавказья получило особое представительство в Думе. Были внесены некоторые улучшения в выборную процедуру.
Предусматривало избрание 442 депутатов, в т.ч. 403 (91 %) от центральных 50 губерний и 1 области (Европейская Россия без Польши и Финляндии), 14 (3 %) от Польши, 10 (3 %) от Кавказа (Совет министров предлагал лишить его представительства, однако Николай II по требованию кавказского наместника гр. И.И. Воронцова-Дашкова на это не согласился), 9 (2 %) от Сибири, 5 (1 %) от Дальнего Востока, 1 от Уральского казачьего войска (современный Казахстан). В среднем 1 депутат приходился на 316 тыс. жителей участвовавших в выборах регионов, в т.ч. в Уральском казачьем войске - на 131 тыс., на Дальнем Востоке - на 233 тыс., в Европейской России - на 279 тыс., в Сибири - на 601 тыс., в Польше - на 796 тыс., на Кавказе - на 961 тыс. В пределах этих регионов представительство разных губерний также могло значительно отличаться. Не участвовали в выборах Средняя Азия, Казахстан (кроме Уральского казачьего войска) с Омским уездом и Сибирским казачьим войском, калмыки, Туруханский край, Якутия и удаленные районы Дальнего Востока (Чукотка, Камчатка, Сахалин и др.). Предусматривало лишение избирательных прав иностранцев; женщин; не достигших 25 лет; военных; учащихся; кочевых и бродячих инородцев; состоящих под опекой (т.е. умалишенных или признанных расточителями); виновных в преступлениях, могущих повлечь поражение в правах (пожизненно); отрешенных от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения); состоящих под следствием или судом по обвинению в этих преступлениях; банкротов (кроме несчастных); лишенных духовного сана или звания; исключенных из сословных обществ. Впрочем, осужденные могли голосовать, если в императорском повелении о помиловании говорилось о возвращении им избирательных прав.
Эти условия не соблюдались при выборах десятидворных от крестьян (могли голосовать и быть избранным судимые, женщины, молодежь и учащиеся), а также (фактически) уполномоченных от рабочих, в которых участвовали (несмотря на противодействие властей) судимые и молодежь.
Не голосовали губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники, их помощники и чины полиции (в губерниях, областях или градоначальствах, в которых служили).
Остальные могли голосовать, если удовлетворяли условиям, необходимым для включения в одну из курий (для землевладельческой и гор. соответствующий ценз было необходимо иметь в течение года перед составлением списков избирателей). В них не попадали крестьяне и казаки, не являвшиеся домохозяевами (в среднем на двор приходилось более 4 взрослых мужчин); крестьяне, проживавшие в казачьих областях и не объединенные в волости или, на Кавказе, в селения ("иногородние"); батраки; не занимавшие отдельных гор. квартир и не служившие интеллигенты, ремесленники, рабочие ремесленных, транспортных и мелких промышленных предприятий; прислуга; деклассированные элементы.
Предусматривались землевладельческая, первая и вторая гор. (или единая гор.), крестьянская, казачья, рабочая курии. На некоторых окраинах выделялись также русская и инородческая курии.
Курия землевладельцев создавалась в Европейской России (включая Польшу, но без Архангельской губ.) и на Кавказе (кроме Карской обл.). По ней голосовали владевшие на праве частной собственности или пожизненного владения землей, а также иной сельской недвижимостью, не составлявшей торгово-промышленного заведения, т.е. зданиями и особыми сельскохозяйственными предприятиями (животноводческими фермами, фруктовыми садами, виноградниками и т.п.). С согласия владельцев вместо них могли голосовать их мужья и сыновья. В Ставропольской губ. вместе с землевладельцами голосовали избиратели первой гор. курии. По сравнению с Положением 1906 из нее были исключены арендаторы и управляющие именьями, а также крестьяне, владевшие на частном праве землей или иной недвижимостью в своем уезде.
В курии выделялись владевшие полным земским цензом. Он был заимствован из Положения о земствах 1890 г. и применительно к земле представлял собой округленный и несколько уменьшенный (с учетом подорожания земли) средний надел 100 крепостных мужчин накануне отмены крепостного права. Он обычно равнялся 125-500 десятинам (в отдельных случаях - от 25 до 800 десятин). Полным цензом считалась также иная недвижимость не дешевле 15.000 руб. по земской оценке.
Избиратели, имущество которых не достигало полного ценза, а равно настоятели (или по их поручению вторые священники и дьяконы) церквей (но не монастырей) всех исповеданий, владевших землей в любом размере, собирались на предварительный съезд землевладельцев, который избирал уполномоченных в количестве, равном числу полных цензов у участников съезда.
Министр вн. дел мог (кроме Польши) делить съезд по местностям, вероисповеданию и национальности избирателей, размеру ценза, а также выделять настоятелей церквей или владельцев земли. В этом случае каждое отделение самостоятельно избирало уполномоченных в соответствии со своим количеством полных цензов. В предварительных съездах землевладельцев администрация стремилась повысить значение средних владельцев за счет мелких. Поэтому при выборах в третью Думу в большинстве центральных уездов создавалось 3 отделения. Одно составляли настоятели церквей, другое - владевшие 1/5 (реже - 1/10) полного ценза, третье - прочие. В западных уездах со значительным количеством местечек и поселков при пристанях в особые отделения могли выделяться владельцы земельных участков, не составлявших 1/5 полного ценза. Польские землевладельцы также обычно выделялись в особые отделения (иногда с разделением по количеству земли). Уполномоченные мелких землевладельцев, полноцензовые землевладельцы и собственники иной недвижимости собирались на уездный съезд землевладельцев, избиравший выборщиков.
Министр вн. дел мог (кроме Польши) делить уездный съезд землевладельцев по местностям и национальностям, а также выделять уполномоченных (всех или избранных некоторыми отделениями предварительного съезда). В этом случае места выборщиков распределялись между отделениями в соответствии с количеством земли у их участников (в случае деления по национальности - количеству собственности у каждой народности).
При выборах в третью Думу избирательные съезды землевладельцев в большинстве случаев не делились. В западных губерниях выделялись поляки. В нескольких уездах особые отделения составили уполномоченные от мелких владельцев (или только от церквей).
На выборах в III Думу в значительном большинстве губерний в курии землевладельцев доминировало дворянство. При выборах в IV Думу по указанию начальства священники явились почти в полном составе и из-за слабой явки землевладельцев, особенно мелких (во многих уездах голосовало не более нескольких процентов их них и священники составляли около 4/5 уполномоченных), часто получали перевес.
При консервативных настроениях большинства помещиков духовенство выделялось в особые отделения. В случаях возможного успеха либералов (включая левых октябристов) духовенство не выделялось и часто подавляло помещиков, голосуя по указанию начальства за правых кандидатов. Последовательное и решительное применение этих приемов могло бы обеспечить в Думе однородно консервативное большинство.
Первая гор. курия создавалась в Европейской России (кроме Польши и Ставропольской губ.) и Западной Сибири. По ней голосовали владевшие не менее года дорогостоящей гор. недвижимостью (не дешевле 300-3000 руб. по земской оценке в зависимости от значения города) или крупными и средними промышленными предприятиями или крупными торговыми заведениями (оптовыми складами и большими магазинами), в т.ч. расположенными вне городов. В Архангельской губ. и Западной Сибири по этой курии голосовали также полноцензовые землевладельцы.
По второй гор. курии (имевшейся в Европейской России (кроме Польши) и Западной Сибири) голосовали владевшие не менее года недорогой гор. недвижимостью и мелкими торгово-промышленными предприятиями, или платившие в уезде не менее года промысловый (частные служащие) или квартирный налог, или не менее года проживавшие в уезде и получавшие жалование или пенсию по гос., земской, гор., сословной и железнодорожной службе не в качестве рабочих и прислуги ("низших служителей"), или занимавшие на свое имя в течение года отдельную гор. квартиру. В Архангельской губ. и Западной Сибири по этой курии голосовали также неполноцензовые землевладельцы.
В Польше, на Кавказе, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке существовала единая гор. курия. В двух последних регионах по ней голосовали также частные землевладельцы.
Избиратели гор. курий в городах без отдельного представительства на уездных съездах выбирали выборщиков. Министр внутренних дел мог (кроме Польши и Восточной Сибири) делить съезды по местностям (т.е. по отдельным городам), роду ценза и национальности избирателей. В этом случае места выборщиков делились между отделениями в соответствии с численностью избирателей. При выборах в III Думу гор. съезды делились по национальности. Неизменно выделялись евреи в случае их значительного количества и наличия нескольких мест выборщиков от уезда. Могли выделяться поляки (если оказывались в большинстве). Во второй курии особое отделение могли составить владельцы недвижимости и торгово-промышленных предприятий. Во многих уездах съезды делились по городам.
В 5 городах с отдельным представительством (С.-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Риге) избиратели гор. курий избирали членов Думы прямым голосованием. Деление избирателей на отделения в этих городах не допускалось. В польских городах с отдельным представительством (Варшаве и Лодзи) гор. избиратели выбирали выборщиков по полицейским частям.
Рабочая курия создавалась в тех губерниях Европейской России, Польши и Кавказа, в которых число рабочих в 1905 превышало 10 тыс. По ней голосовали рабочие фабрично-заводских предприятий и железнодорожных мастерских, на которых работало не менее 50 рабочих-мужчин. Каждое предприятие избирало уполномоченных (1 от полной тысячи рабочих, но не менее 1 от предприятия). Губ. съезд этих уполномоченных выбирал выборщиков. Рабочие городов 5 городов с отдельным представительством (кроме Варшавы и Лодзи) стали участвовать в выборах не по городу, а по его губернии.
По крестьянской курии (создавалась повсеместно) голосовали крестьяне-домохозяева. Собрание домохозяев общины (сельский сход) избирал участников волостного схода из расчета 1 от 10 дворов (десятидворных). Участвовать в думских выборах должны были волостные сходы, выбранные для решения текущих дел, их специальные перевыборы запрещались. Волостные сходы выбирали уполномоченных (2 от волости), уездный съезд которых определял выборщиков. Министр внутренних дел имел право (кроме Польши и Восточной Сибири) делить эти съезды на отделения в зависимости от национальности избирателей. Места выборщиков делились между отделениями в соответствии с числом уполномоченных.
По казачьей курии голосовали казаки-домохозяева. Они на хуторских сборах избирали участников станичных сборов из расчета 1 от 10 дворов. Станичные сборы (избранные для решения текущих дел) выбирали уполномоченных (2 от станицы). Их уездный съезд избирал выборщиков.
Особое представительство имело русское население Варшавы, Литвы и Закавказья (к русским по решению соответствующих генерал-губернаторов и наместника относились православные, старообрядцы и лютеране), а также православное население Холмского края. Оно значительно превышало долю этих жителей в численности населения. Выборщики от него избирались в Закавказье горожанами (совместно с частными землевладельцами) и крестьянами (совместно с православным духовенством), в Литве - горожанами совместно с духовенством и частными землевладельцами совместно с уполномоченными от неполноцензовых владельцев и крестьян. Выборы депутата от православного населения Холмского края проводились на основе приходов (они выбирали уполномоченных, избиравших выборщиков).
Отдельная инородческая курия сохранилась лишь для бурятов Забайкальской обл. Они избирали своих выборщиков аналогично крестьянам.
При выборах в III Думу в 51 губерниb Европейской России (кроме 5 городов с отдельным представительством) в избирательные списки по землевладельческой и гор. куриям было внесено 1 млн. 288 тыс. человек. По рабочей курии могло голосовать 745 тыс. занятых на 2.932 предприятиях (не считая Костромской губернии). Сведения о численности избирателей по крестьянской и казачьей куриям в источниках отсутствуют. Десятидворных было около 15 млн. Сведений о количестве избирателей на окраинах нет.
По предварительным съездам землевладельцев могло голосовать 276 тыс. человек, в т.ч. 196 тыс. (71 %) владельцев земли, 49 тыс. (18 %) владельцев иной недвижимости, 30 тыс. (11 %) настоятелей православных церквей, 1 тыс. настоятелей церквей других исповеданий. Полноцензовых владельцев имелось 31 тыс. (в среднем несколько сот на губернию), в т.ч. 30 тыс. (96 %) владельцев земли и 1 тыс. (4 %) - иной недвижимости.
По первой гор. курии могло голосовать 149 тыс., в т.ч. 120 тыс. (81 %) владельцев недвижимости и 29 тыс. (19 %) владельцев торгово-промышленных предприятий. По второй гор. курии могло голосовать 832 тыс., в т.ч. 341 тыс. (41 %) владельцев недвижимости, 115 тыс. (14 %) владельцев торгово-промышленных предприятий, 58 тыс. (7 %) плательщиков промыслового налога, 122 тыс. (15 %) плательщиков квартирного налога, 45 тыс. (5 %) квартиросъемщиков, не плативших квартирного налога, 151 тыс. (18 %) получавших жалование или пенсию.
В выборах по крестьянской курии участвовало 65 % десятидворных (973 тыс.), избравших 19,4 тыс. уполномоченных (91 % от числа мест). Голосовало лишь 25 % рабочих (158 тыс.), избравших 2,1 тыс. уполномоченных от 66 % (1.935) предприятий. В губернских съездах участвовало 1,7 тыс. уполномоченных или 83 %.
В предварительных съездах землевладельцев участвовало лишь 10 % избирателей (28 тыс.). Многие съезды не состоялись из-за неявки избирателей или отсутствия у явившихся даже одного полного ценза. Было избрано 5,9 тыс. уполномоченных (15 % общего числа полноцензовых землевладельцев). В избирательных съездах землевладельцев участвовало 16 тыс. полноцензовых владельцев и уполномоченных от предварительных съездов (42 %). Как правило, в уезде их являлось менее 100, а во многих уездах - менее 10. В 7 северных уездах явившихся избирателей было меньше, чем число подлежащих избранию выборщиков.
По первой гор. курии участвовало в выборах 55 тыс. (37 %). Как правило, на уезд приходилось несколько сотен или десятков избирателей. По второй городской курии голосовало 271 тыс. (33 %).
Избирательный съезд избирал от 1 до 20 выборщиков, которые собирались на избирательное собрание (по общему правилу губернское). Оно включало от 15 до 158 выборщиков и избирало от 1 до 14 членов Думы. Их количество устанавливалось самим Положением.
Избирательные собрания 52 губерний и 1 области Европейской России (кроме Польши) и Западной Сибири должны были избрать не менее 1 депутата из выборщиков от крестьян. В 49 губерниях и 1 области Европейской России хотя бы 1 депутат избирался из выборщиков от землевладельцев. В 26 губерниях и 1 области Европейской России избиралось по 1 депутату из выборщиков от каждой гор. курии, в 25 губерниях Европейской России и Западной Сибири - 1 депутат от обеих гор. курий. В 6 губерниях не менее 1 депутата выбиралось из выборщиков от рабочих. В 2 губерниях и 1 области не менее 1 члена Думы избиралось из выборщиков от казаков.
На окраинах избирательное собрание выбирало своих депутатов (как правило, одного) из любых выборщиков. Выборщики от окраинных казачьих войск выбирали своих депутатов отдельно от представителей других курий.
В случае выбытия депутатов избранными объявлялись кандидаты, получившие на выборах абсолютное большинство. При их отсутствии новые выборы проводились тем же составом выборщиков.
Пассивное избирательное право по общему правилу совпадало с активным. Однако уполномоченные от крестьян, казаков и инородцев могли быть избраны из всех домохозяев волости (станицы), владевших землей (от крестьян - надельной землей) в пределах волости (станицы) и лично ведших свое хозяйство (а не только десятидворных).
Власти стремились исключить голосование и особенно избрание по этой курии приписанных к крестьянскому обществу, но не занимавшихся земледелием. В полном объеме это не удалось. Среди обязательных депутатов от крестьян III Думы были подполковник, владелец кожевенного завода, члены у. земской управы, рабочий и т.п. Уполномоченными от рабочих не могли быть избраны проработавшие на предприятии меньше 6 месяцев.
Запрещалось голосовать два и более раза. При наличии нескольких цензов избиратель сам определял место и курию голосования. Однако имевшим право голоса по рабочей курии запрещалось голосовать по другим. Крестьянам (кроме польских и восточносибирских) запрещалось голосовать по землевладельческой и гор. куриям своего уезда. По указу Сената 1907 г. пассивное избирательное право можно осуществлять в разных местах и по разным куриям.
Рабочие сами определяли порядок выбора уполномоченных, а крестьяне, казаки и инородцы - десятидворных. В остальных случаях выборы проводились тайным голосованием по мажоритарной системе. При выборах уполномоченных от крестьян, казаков и инородцев, на их уездных съездах, предварительных съездах землевладельцев, съездах уполномоченных от рабочих, а также съездах землевладельцев и гор. избирателях с числом возможных участников не более 500 и в избирательных собраниях использовалось голосование шарами.
Его процедура на волостных сходах и станичных сборах не регламентировалась. В остальных случаях предварительных выборов происходило голосование за или против всех желающих избирателей. В избирательных собраниях перед каждым туром происходило выдвижение кандидатов записками. Право баллотироваться имели получившие не менее 3 записок.
В съездах землевладельцев и горожан с числом участников свыше 500, в т.ч. в городах с отдельным представительством, голосовали записками. На них указывались фамилия, имя, отчество, адрес или номер по списку любого избирателя (избирателей) соответственно количеству мест выборщиков (депутатов).
В Европейской России (кроме Польши), Кавказе, Западной Сибири и Дальнем Востоке для избрания в первом туре было необходимо абсолютное большинство. Если число получивших его превышало число мест (при голосовании шарами), то преимуществом пользовались имевшие лучшее соотношение положительных и отрицательных голосов. На предварительных съездах землевладельцев выборы ограничивались одним туром и оставшиеся после него места уполномоченных не замещались. В остальных съездах и избирательных собраниях в этом случае проводился второй тур, в котором также голосовали за любых избирателей. Для избрания в нем было достаточно относительного большинства.
В Польше, Восточной Сибири и Уральском казачьем войске при голосовании записками выборы проводились в 1 тур относительным большинством. При голосовании шарами на предварительных выборах (кроме съезда уполномоченных от рабочих) для избрания было необходимо абсолютное большинство. Незамещенные в первом туре места выборщиков (уполномоченных) оставались вакантными. На съездах уполномоченных от рабочих проводился второй тур, для избрания в котором было достаточно относительного большинства. В избирательных собраниях для избрания в первом и втором турах было необходимо абсолютное большинство, в третьем относительное. Перед каждым туром происходило новое выдвижение кандидатов.
Выборщики от землевладельцев имели абсолютное большинство в 32 избирательных собраниях, выбиравших 261 (59 %) депутата, в т.ч. 154 из любых выборщиков, не менее чем по 29 из выборщиков от землевладельцев и крестьян, не менее 46 из выборщиков от цензовых горожан (из них не менее чем по 18 из первой и второй курий), не менее 2 из выборщиков от рабочих и не менее 1 из выборщиков от казаков.
Выборщики первой гор. курии имели абсолютное большинство в 3 избирательных собраниях, выбиравших 9 (2 %) депутатов, в т.ч. не менее чем по 3 из выборщиков от крестьян и от гор. курий. Избиратели этих курий выбирали по 8 (2 %) депутатов прямым голосованием. Выборщики единой гор. курии имели абсолютное большинство в 3 избирательных собраниях, выбиравших 3 (1 %) депутатов.
Выборщики от крестьян имели большинство в 5 избирательных собраниях, посылавших 5 (1 %) депутатов. Столько же посылали казачьи войска с отдельным представительством, а также русское (православное) население окраин (не считая депутата от русского населения г. Варшавы, учтенного в числе городских).
138 (31 %) членов Думы (в т.ч. 60 из любых выборщиков, не менее чем по 21 из выборщиков от крестьян и землевладельцев, не менее 30 из гор. выборщиков (в т.ч. не менее чем по 9 из первой и второй курий), не менее 4 из рабочих и не менее 2 из казачьих выборщиков) выбиралось 34 избирательными собраниями, в которых ни одна курия не имела большинства. Они включали примерно 2.644 выборщика, в т.ч. 1165 (44 %) от землевладельцев, 647 (24 %) от крестьян, 291 (11 %) от первой гор. курии, 233 (9 %) от второй гор. и 222 (8 %) от единой гор. курии, примерно 72 (3 %) от рабочих и 14 (1 %) от казаков.
Обязательные депутаты от др. курий (кроме рабочей) за небольшими исключениями не отличались по партийной принадлежности от представителей преобладавшей курии и избранных из числа любых выборщиков. Можно полагать, что землевладельческое и гор. представительство в общем контролировалось большинством избирательного собрания.
Результаты выборов землевладельцами депутатов от крестьянской курии трудно оценить однозначно. Крестьянские выборщики выбирались разными съездами и отличались разными взглядами, однако обладали свойственным крестьянами менталитетом и в определенной степени могли быть признаны представителями крестьянского сословия. То же самое касается обязательных депутатов от казаков.
Выборщики от рабочих, избранные одним съездом, одинаково придерживались социал-демократических взглядов, поэтому большинство избирательного собрания могло выбирать лишь между большевиком и меньшевиком.
В связи с этим можно отметить, что землевладельцы контролировали примерно 63 % голосов, крестьяне - почти 1/5 (включая всех обязательных депутатов от крестьян.), гор. избиратели - около 13 % (из них избиратели первой курии - около половины), рабочие и казаки - по 1/50. По очень приблизительным подсчетам Ф.М. Калинычева, 1 выборщик приходился на 230 землевладельцев, 1 тыс. избирателей первой гор. курии, 15 тыс. избирателей второй гор. курии, 60 тыс. крестьян и 125 тыс. рабочих.
П. в. Г. д. действовало без поправок до 1917 (кроме введения в 1910 представительства Финляндии, оставшегося на бумаге (см. Финляндский вопрос)). Основная идея Положения и даже способ его издания не противоречили практике перехода других стран к конституции.
Почти все страны Европы, пережившие длительный период абсолютной монархии (Франция, Испания, Италия, Португалия, Германия, Дания, Черногория) в начале конституционного развития вводили относительно демократическое голосование. Везде кроме Дании оно сопровождалось постоянными конфликтами и беспорядками и обычно через несколько лет либо временно восстанавливался абсолютизм, либо вводился высокий имущественный ценз или куриальная система. Эти преобразования проводились внепарламентским путем (монархом самостоятельно или с помощью иностранных интервентов). В частности, российские события 1906-1907 очень напоминают прусские 1848-1849, когда после двух роспусков король издал новое положение о выборах на основе куриальной системы с решающим голосом верхов.
Период цензового (неравного) голосования в большинстве указанных стран занял несколько десятилетий (до 84 лет (1826-1910) в Португалии и 69 (1849-1918) в Пруссии). П. в. Г. д., в отличии от аналогичных западноевропейских законов, обеспечивало участие в парламенте представителей низших классов.
Установление преобладания в Думе либерально-консервативных помещиков, имевших опыт участия в местном самоуправлении и управлении, в краткосрочном плане привело к упрочению политического и социального порядка и создало основу для существования представительного правления в форме конституционной монархии. Это привело к очень успешному развитию страны (см. Военные реформы, Конфессиональные вопросы, Судебные реформы и др. [нужно перечислить все статьи о реформах в различных отраслях]).
В долгосрочном плане последствия Положения были обратными. Произвольные нормы представительства значительно уменьшили легитимность Думы. Это привело к уменьшению ее влияния и замедлению преобразований, скорость которых перестала устраивать общество, в котором усилились радикальные настроения. Лишение крестьян большинства голосов подорвало у них монархические настроения и уничтожило надежды на Думу. Крайне неравное голосование приводило к росту недовольства в образованном обществе. Архивы: ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 912. РГИА. Ф. 1276. Оп. 1. Д. 35. Ф. 1327. Оп. 1-2.
Текст: Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XVII. 1907. СПб., 1910. С. 321-335. Штаты и табели. С. 194-220 или (с сохранившими силу законами 1905-1906 гг.) Свод законов Российской империи. Издание 1907 года. Т. 1. Ч. 2. Положение о выборах в Государственную думу. [СПб., 1907]. Источники:
Право. 1907. № 41. Центральный статистический комитет МВД. Ежегодник России. 1907 г. СПб., 1908. МВД. Выборы в Государственную думу третьего созыва. СПб., 1911. Шванебах П.Х. Записка сановника // Голос минувшего. 1918. № 1-3. С. 115-138. Крыжановский С.Е. Воспоминания. Берлин, б.г. Он же. Заметки русского консерватора // Вопросы истории. 1997. № 2-4. Лит.:
Гессен В.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Chasles P. Le parlement russe. Paris, 1910. Дан Ф. Выборы в Государственную думу по Положению 3 июня 1907 года. СПб., 1911. Я.Л. Выборы // Ежегодник газеты "Речь" на 1913 год. [СПб., 1913]. Лазаревский Н.И. Русское государственное право. СПб., 1913. Калинычев Ф.М. Государственная дума в период первой русской революции (1905-1907 гг.). Диссертация на степень д-ра юр. наук. М., 1965. Szeftel M. The Reform of the Electoral Law to the State Duma on June 3, 1907 // Liber memorialis Georges de Lagarde. London, 1968. Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. М., 1970. Островский А.В. Третьеиюньский переворот 1907 года. Диссертация на степень кандидата ист. наук. Л., 1977. Кризис самодержавия в России. Л., 1984. Власть и реформы. СПб., 1996. Демин В.А. Государственная дума России. М., 1996. Государственная дума России. Энциклопедия. Т. 1. М., 2006.
Однако большинство сановников во главе с дворцовым комендантом ген. Д.Ф. Треповым и министром вн. дел П.А. Столыпиным возражали против столь решительных действий и добивались компромисса с Думой. Ее поддерживал почти весь спектр общественного мнения (кроме черносотенцев). После роспуска Думы Совет министров под председательством Столыпина фактически высказался против пересмотра избирательного закона. Николай II с этим временно согласился.
В 1907 правительство стремилось к компромиссу со второй Думой, однако в ключевом вопросе - аграрном - настаивало на своих условиях. Николай II изначально был склонен к решительным действиям, но Столыпин до определённого момента его сдерживал. Тем не менее в апреле 1907 председатель от имени императора поручил Крыжановскому разработать проект избирательного закона, обеспечивающего более умеренный состав Думы без ограничения круга избирателей (из-за неудобства лишения уже дарованных политических прав).
Крыжановский составил основные положения 3 проектов. Первый предусматривал последовательное разделение курий на всех этапах выборов, второй - "предоставление в губернских избирательных собраниях большинства голосов... представителям сравнительно крупного владения", третий - выборы членов Думы у. земскими собраниями и (на территориях без земств) аналогичными избирательными собраниями.
В начале мая 1907 г. после "зурабовского инцидента", показавшего наличие во II Думе революционного левоавтономистского большинства, Совет министров с участием пред. Гос. совета М.Г. Акимова и нескольких членов верхней палаты приступил к рассмотрению проектов Крыжановского. В результате явного нежелания Думы отказаться от идеи принудительного отчуждения земельной собственности и отсутствия в ней большинства из либералов и консерваторов правительство согласилось с необходимостью пересмотра избирательного закона. Совет министров выбрал второй проект (названный самими министрами "бесстыжим"), Николай II с ним согласился. Столыпин добился устранения Гос. совета от рассмотрения дела. Некоторые реакционные сановники (гос. контролер П.Х. Шванебах) настаивали на его участии, добиваясь "принятия более действительных мер, чем одно только исправление избирательной системы".
Новое положение о выборах на рубеже мая-июня было окончательно отредактировано Крыжановским и одновременно с роспуском II Думы утверждено императорским указом Сенату без рассмотрения Думой и Гос. советом, т.е. с грубым нарушением Основных законов. Было обосновано Манифестом 3.6.1907.
П. в. Г. д. сохраняло в силе с некоторыми поправками правила о выборах от Польши, Восточной Сибири и Уральского казачьего войска и существенно изменило порядок выборов от остальных регионов. Основные нововведения заключались в следующем. Места выборщиков были перераспределены в пользу землевладельческой курии. Именно она (а не крестьянская, как раньше) стала определять результат выборов. Было введено обязательное представительство всех курий в Думе. Гор. курия была разделена на две, что значительно повысило представительство высших гор. слоев за счет средних. Число городов с отдельным представительством было сокращено с 26 до 7.
Министр вн. дел получил право делить избирательные съезды по целому ряду признаков (местности, роду и размеру ценза, вероисповеданию избирателей). При этом он обычно утверждал представления губернаторов, давая им общие указания. В сочетании с мажоритарной системой это позволяло власти обеспечить или исключить представительство меньшинства, а также резко снизить влияние небогатых избирателей. Было значительно сокращено число депутатских мест от окраин. Русское население Литвы, Варшавы и Закавказья получило особое представительство в Думе. Были внесены некоторые улучшения в выборную процедуру.
Предусматривало избрание 442 депутатов, в т.ч. 403 (91 %) от центральных 50 губерний и 1 области (Европейская Россия без Польши и Финляндии), 14 (3 %) от Польши, 10 (3 %) от Кавказа (Совет министров предлагал лишить его представительства, однако Николай II по требованию кавказского наместника гр. И.И. Воронцова-Дашкова на это не согласился), 9 (2 %) от Сибири, 5 (1 %) от Дальнего Востока, 1 от Уральского казачьего войска (современный Казахстан). В среднем 1 депутат приходился на 316 тыс. жителей участвовавших в выборах регионов, в т.ч. в Уральском казачьем войске - на 131 тыс., на Дальнем Востоке - на 233 тыс., в Европейской России - на 279 тыс., в Сибири - на 601 тыс., в Польше - на 796 тыс., на Кавказе - на 961 тыс. В пределах этих регионов представительство разных губерний также могло значительно отличаться. Не участвовали в выборах Средняя Азия, Казахстан (кроме Уральского казачьего войска) с Омским уездом и Сибирским казачьим войском, калмыки, Туруханский край, Якутия и удаленные районы Дальнего Востока (Чукотка, Камчатка, Сахалин и др.). Предусматривало лишение избирательных прав иностранцев; женщин; не достигших 25 лет; военных; учащихся; кочевых и бродячих инородцев; состоящих под опекой (т.е. умалишенных или признанных расточителями); виновных в преступлениях, могущих повлечь поражение в правах (пожизненно); отрешенных от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения); состоящих под следствием или судом по обвинению в этих преступлениях; банкротов (кроме несчастных); лишенных духовного сана или звания; исключенных из сословных обществ. Впрочем, осужденные могли голосовать, если в императорском повелении о помиловании говорилось о возвращении им избирательных прав.
Эти условия не соблюдались при выборах десятидворных от крестьян (могли голосовать и быть избранным судимые, женщины, молодежь и учащиеся), а также (фактически) уполномоченных от рабочих, в которых участвовали (несмотря на противодействие властей) судимые и молодежь.
Не голосовали губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники, их помощники и чины полиции (в губерниях, областях или градоначальствах, в которых служили).
Остальные могли голосовать, если удовлетворяли условиям, необходимым для включения в одну из курий (для землевладельческой и гор. соответствующий ценз было необходимо иметь в течение года перед составлением списков избирателей). В них не попадали крестьяне и казаки, не являвшиеся домохозяевами (в среднем на двор приходилось более 4 взрослых мужчин); крестьяне, проживавшие в казачьих областях и не объединенные в волости или, на Кавказе, в селения ("иногородние"); батраки; не занимавшие отдельных гор. квартир и не служившие интеллигенты, ремесленники, рабочие ремесленных, транспортных и мелких промышленных предприятий; прислуга; деклассированные элементы.
Предусматривались землевладельческая, первая и вторая гор. (или единая гор.), крестьянская, казачья, рабочая курии. На некоторых окраинах выделялись также русская и инородческая курии.
Курия землевладельцев создавалась в Европейской России (включая Польшу, но без Архангельской губ.) и на Кавказе (кроме Карской обл.). По ней голосовали владевшие на праве частной собственности или пожизненного владения землей, а также иной сельской недвижимостью, не составлявшей торгово-промышленного заведения, т.е. зданиями и особыми сельскохозяйственными предприятиями (животноводческими фермами, фруктовыми садами, виноградниками и т.п.). С согласия владельцев вместо них могли голосовать их мужья и сыновья. В Ставропольской губ. вместе с землевладельцами голосовали избиратели первой гор. курии. По сравнению с Положением 1906 из нее были исключены арендаторы и управляющие именьями, а также крестьяне, владевшие на частном праве землей или иной недвижимостью в своем уезде.
В курии выделялись владевшие полным земским цензом. Он был заимствован из Положения о земствах 1890 г. и применительно к земле представлял собой округленный и несколько уменьшенный (с учетом подорожания земли) средний надел 100 крепостных мужчин накануне отмены крепостного права. Он обычно равнялся 125-500 десятинам (в отдельных случаях - от 25 до 800 десятин). Полным цензом считалась также иная недвижимость не дешевле 15.000 руб. по земской оценке.
Избиратели, имущество которых не достигало полного ценза, а равно настоятели (или по их поручению вторые священники и дьяконы) церквей (но не монастырей) всех исповеданий, владевших землей в любом размере, собирались на предварительный съезд землевладельцев, который избирал уполномоченных в количестве, равном числу полных цензов у участников съезда.
Министр вн. дел мог (кроме Польши) делить съезд по местностям, вероисповеданию и национальности избирателей, размеру ценза, а также выделять настоятелей церквей или владельцев земли. В этом случае каждое отделение самостоятельно избирало уполномоченных в соответствии со своим количеством полных цензов. В предварительных съездах землевладельцев администрация стремилась повысить значение средних владельцев за счет мелких. Поэтому при выборах в третью Думу в большинстве центральных уездов создавалось 3 отделения. Одно составляли настоятели церквей, другое - владевшие 1/5 (реже - 1/10) полного ценза, третье - прочие. В западных уездах со значительным количеством местечек и поселков при пристанях в особые отделения могли выделяться владельцы земельных участков, не составлявших 1/5 полного ценза. Польские землевладельцы также обычно выделялись в особые отделения (иногда с разделением по количеству земли). Уполномоченные мелких землевладельцев, полноцензовые землевладельцы и собственники иной недвижимости собирались на уездный съезд землевладельцев, избиравший выборщиков.
Министр вн. дел мог (кроме Польши) делить уездный съезд землевладельцев по местностям и национальностям, а также выделять уполномоченных (всех или избранных некоторыми отделениями предварительного съезда). В этом случае места выборщиков распределялись между отделениями в соответствии с количеством земли у их участников (в случае деления по национальности - количеству собственности у каждой народности).
При выборах в третью Думу избирательные съезды землевладельцев в большинстве случаев не делились. В западных губерниях выделялись поляки. В нескольких уездах особые отделения составили уполномоченные от мелких владельцев (или только от церквей).
На выборах в III Думу в значительном большинстве губерний в курии землевладельцев доминировало дворянство. При выборах в IV Думу по указанию начальства священники явились почти в полном составе и из-за слабой явки землевладельцев, особенно мелких (во многих уездах голосовало не более нескольких процентов их них и священники составляли около 4/5 уполномоченных), часто получали перевес.
При консервативных настроениях большинства помещиков духовенство выделялось в особые отделения. В случаях возможного успеха либералов (включая левых октябристов) духовенство не выделялось и часто подавляло помещиков, голосуя по указанию начальства за правых кандидатов. Последовательное и решительное применение этих приемов могло бы обеспечить в Думе однородно консервативное большинство.
Первая гор. курия создавалась в Европейской России (кроме Польши и Ставропольской губ.) и Западной Сибири. По ней голосовали владевшие не менее года дорогостоящей гор. недвижимостью (не дешевле 300-3000 руб. по земской оценке в зависимости от значения города) или крупными и средними промышленными предприятиями или крупными торговыми заведениями (оптовыми складами и большими магазинами), в т.ч. расположенными вне городов. В Архангельской губ. и Западной Сибири по этой курии голосовали также полноцензовые землевладельцы.
По второй гор. курии (имевшейся в Европейской России (кроме Польши) и Западной Сибири) голосовали владевшие не менее года недорогой гор. недвижимостью и мелкими торгово-промышленными предприятиями, или платившие в уезде не менее года промысловый (частные служащие) или квартирный налог, или не менее года проживавшие в уезде и получавшие жалование или пенсию по гос., земской, гор., сословной и железнодорожной службе не в качестве рабочих и прислуги ("низших служителей"), или занимавшие на свое имя в течение года отдельную гор. квартиру. В Архангельской губ. и Западной Сибири по этой курии голосовали также неполноцензовые землевладельцы.
В Польше, на Кавказе, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке существовала единая гор. курия. В двух последних регионах по ней голосовали также частные землевладельцы.
Избиратели гор. курий в городах без отдельного представительства на уездных съездах выбирали выборщиков. Министр внутренних дел мог (кроме Польши и Восточной Сибири) делить съезды по местностям (т.е. по отдельным городам), роду ценза и национальности избирателей. В этом случае места выборщиков делились между отделениями в соответствии с численностью избирателей. При выборах в III Думу гор. съезды делились по национальности. Неизменно выделялись евреи в случае их значительного количества и наличия нескольких мест выборщиков от уезда. Могли выделяться поляки (если оказывались в большинстве). Во второй курии особое отделение могли составить владельцы недвижимости и торгово-промышленных предприятий. Во многих уездах съезды делились по городам.
В 5 городах с отдельным представительством (С.-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Риге) избиратели гор. курий избирали членов Думы прямым голосованием. Деление избирателей на отделения в этих городах не допускалось. В польских городах с отдельным представительством (Варшаве и Лодзи) гор. избиратели выбирали выборщиков по полицейским частям.
Рабочая курия создавалась в тех губерниях Европейской России, Польши и Кавказа, в которых число рабочих в 1905 превышало 10 тыс. По ней голосовали рабочие фабрично-заводских предприятий и железнодорожных мастерских, на которых работало не менее 50 рабочих-мужчин. Каждое предприятие избирало уполномоченных (1 от полной тысячи рабочих, но не менее 1 от предприятия). Губ. съезд этих уполномоченных выбирал выборщиков. Рабочие городов 5 городов с отдельным представительством (кроме Варшавы и Лодзи) стали участвовать в выборах не по городу, а по его губернии.
По крестьянской курии (создавалась повсеместно) голосовали крестьяне-домохозяева. Собрание домохозяев общины (сельский сход) избирал участников волостного схода из расчета 1 от 10 дворов (десятидворных). Участвовать в думских выборах должны были волостные сходы, выбранные для решения текущих дел, их специальные перевыборы запрещались. Волостные сходы выбирали уполномоченных (2 от волости), уездный съезд которых определял выборщиков. Министр внутренних дел имел право (кроме Польши и Восточной Сибири) делить эти съезды на отделения в зависимости от национальности избирателей. Места выборщиков делились между отделениями в соответствии с числом уполномоченных.
По казачьей курии голосовали казаки-домохозяева. Они на хуторских сборах избирали участников станичных сборов из расчета 1 от 10 дворов. Станичные сборы (избранные для решения текущих дел) выбирали уполномоченных (2 от станицы). Их уездный съезд избирал выборщиков.
Особое представительство имело русское население Варшавы, Литвы и Закавказья (к русским по решению соответствующих генерал-губернаторов и наместника относились православные, старообрядцы и лютеране), а также православное население Холмского края. Оно значительно превышало долю этих жителей в численности населения. Выборщики от него избирались в Закавказье горожанами (совместно с частными землевладельцами) и крестьянами (совместно с православным духовенством), в Литве - горожанами совместно с духовенством и частными землевладельцами совместно с уполномоченными от неполноцензовых владельцев и крестьян. Выборы депутата от православного населения Холмского края проводились на основе приходов (они выбирали уполномоченных, избиравших выборщиков).
Отдельная инородческая курия сохранилась лишь для бурятов Забайкальской обл. Они избирали своих выборщиков аналогично крестьянам.
При выборах в III Думу в 51 губерниb Европейской России (кроме 5 городов с отдельным представительством) в избирательные списки по землевладельческой и гор. куриям было внесено 1 млн. 288 тыс. человек. По рабочей курии могло голосовать 745 тыс. занятых на 2.932 предприятиях (не считая Костромской губернии). Сведения о численности избирателей по крестьянской и казачьей куриям в источниках отсутствуют. Десятидворных было около 15 млн. Сведений о количестве избирателей на окраинах нет.
По предварительным съездам землевладельцев могло голосовать 276 тыс. человек, в т.ч. 196 тыс. (71 %) владельцев земли, 49 тыс. (18 %) владельцев иной недвижимости, 30 тыс. (11 %) настоятелей православных церквей, 1 тыс. настоятелей церквей других исповеданий. Полноцензовых владельцев имелось 31 тыс. (в среднем несколько сот на губернию), в т.ч. 30 тыс. (96 %) владельцев земли и 1 тыс. (4 %) - иной недвижимости.
По первой гор. курии могло голосовать 149 тыс., в т.ч. 120 тыс. (81 %) владельцев недвижимости и 29 тыс. (19 %) владельцев торгово-промышленных предприятий. По второй гор. курии могло голосовать 832 тыс., в т.ч. 341 тыс. (41 %) владельцев недвижимости, 115 тыс. (14 %) владельцев торгово-промышленных предприятий, 58 тыс. (7 %) плательщиков промыслового налога, 122 тыс. (15 %) плательщиков квартирного налога, 45 тыс. (5 %) квартиросъемщиков, не плативших квартирного налога, 151 тыс. (18 %) получавших жалование или пенсию.
В выборах по крестьянской курии участвовало 65 % десятидворных (973 тыс.), избравших 19,4 тыс. уполномоченных (91 % от числа мест). Голосовало лишь 25 % рабочих (158 тыс.), избравших 2,1 тыс. уполномоченных от 66 % (1.935) предприятий. В губернских съездах участвовало 1,7 тыс. уполномоченных или 83 %.
В предварительных съездах землевладельцев участвовало лишь 10 % избирателей (28 тыс.). Многие съезды не состоялись из-за неявки избирателей или отсутствия у явившихся даже одного полного ценза. Было избрано 5,9 тыс. уполномоченных (15 % общего числа полноцензовых землевладельцев). В избирательных съездах землевладельцев участвовало 16 тыс. полноцензовых владельцев и уполномоченных от предварительных съездов (42 %). Как правило, в уезде их являлось менее 100, а во многих уездах - менее 10. В 7 северных уездах явившихся избирателей было меньше, чем число подлежащих избранию выборщиков.
По первой гор. курии участвовало в выборах 55 тыс. (37 %). Как правило, на уезд приходилось несколько сотен или десятков избирателей. По второй городской курии голосовало 271 тыс. (33 %).
Избирательный съезд избирал от 1 до 20 выборщиков, которые собирались на избирательное собрание (по общему правилу губернское). Оно включало от 15 до 158 выборщиков и избирало от 1 до 14 членов Думы. Их количество устанавливалось самим Положением.
Избирательные собрания 52 губерний и 1 области Европейской России (кроме Польши) и Западной Сибири должны были избрать не менее 1 депутата из выборщиков от крестьян. В 49 губерниях и 1 области Европейской России хотя бы 1 депутат избирался из выборщиков от землевладельцев. В 26 губерниях и 1 области Европейской России избиралось по 1 депутату из выборщиков от каждой гор. курии, в 25 губерниях Европейской России и Западной Сибири - 1 депутат от обеих гор. курий. В 6 губерниях не менее 1 депутата выбиралось из выборщиков от рабочих. В 2 губерниях и 1 области не менее 1 члена Думы избиралось из выборщиков от казаков.
На окраинах избирательное собрание выбирало своих депутатов (как правило, одного) из любых выборщиков. Выборщики от окраинных казачьих войск выбирали своих депутатов отдельно от представителей других курий.
В случае выбытия депутатов избранными объявлялись кандидаты, получившие на выборах абсолютное большинство. При их отсутствии новые выборы проводились тем же составом выборщиков.
Пассивное избирательное право по общему правилу совпадало с активным. Однако уполномоченные от крестьян, казаков и инородцев могли быть избраны из всех домохозяев волости (станицы), владевших землей (от крестьян - надельной землей) в пределах волости (станицы) и лично ведших свое хозяйство (а не только десятидворных).
Власти стремились исключить голосование и особенно избрание по этой курии приписанных к крестьянскому обществу, но не занимавшихся земледелием. В полном объеме это не удалось. Среди обязательных депутатов от крестьян III Думы были подполковник, владелец кожевенного завода, члены у. земской управы, рабочий и т.п. Уполномоченными от рабочих не могли быть избраны проработавшие на предприятии меньше 6 месяцев.
Запрещалось голосовать два и более раза. При наличии нескольких цензов избиратель сам определял место и курию голосования. Однако имевшим право голоса по рабочей курии запрещалось голосовать по другим. Крестьянам (кроме польских и восточносибирских) запрещалось голосовать по землевладельческой и гор. куриям своего уезда. По указу Сената 1907 г. пассивное избирательное право можно осуществлять в разных местах и по разным куриям.
Рабочие сами определяли порядок выбора уполномоченных, а крестьяне, казаки и инородцы - десятидворных. В остальных случаях выборы проводились тайным голосованием по мажоритарной системе. При выборах уполномоченных от крестьян, казаков и инородцев, на их уездных съездах, предварительных съездах землевладельцев, съездах уполномоченных от рабочих, а также съездах землевладельцев и гор. избирателях с числом возможных участников не более 500 и в избирательных собраниях использовалось голосование шарами.
Его процедура на волостных сходах и станичных сборах не регламентировалась. В остальных случаях предварительных выборов происходило голосование за или против всех желающих избирателей. В избирательных собраниях перед каждым туром происходило выдвижение кандидатов записками. Право баллотироваться имели получившие не менее 3 записок.
В съездах землевладельцев и горожан с числом участников свыше 500, в т.ч. в городах с отдельным представительством, голосовали записками. На них указывались фамилия, имя, отчество, адрес или номер по списку любого избирателя (избирателей) соответственно количеству мест выборщиков (депутатов).
В Европейской России (кроме Польши), Кавказе, Западной Сибири и Дальнем Востоке для избрания в первом туре было необходимо абсолютное большинство. Если число получивших его превышало число мест (при голосовании шарами), то преимуществом пользовались имевшие лучшее соотношение положительных и отрицательных голосов. На предварительных съездах землевладельцев выборы ограничивались одним туром и оставшиеся после него места уполномоченных не замещались. В остальных съездах и избирательных собраниях в этом случае проводился второй тур, в котором также голосовали за любых избирателей. Для избрания в нем было достаточно относительного большинства.
В Польше, Восточной Сибири и Уральском казачьем войске при голосовании записками выборы проводились в 1 тур относительным большинством. При голосовании шарами на предварительных выборах (кроме съезда уполномоченных от рабочих) для избрания было необходимо абсолютное большинство. Незамещенные в первом туре места выборщиков (уполномоченных) оставались вакантными. На съездах уполномоченных от рабочих проводился второй тур, для избрания в котором было достаточно относительного большинства. В избирательных собраниях для избрания в первом и втором турах было необходимо абсолютное большинство, в третьем относительное. Перед каждым туром происходило новое выдвижение кандидатов.
Выборщики от землевладельцев имели абсолютное большинство в 32 избирательных собраниях, выбиравших 261 (59 %) депутата, в т.ч. 154 из любых выборщиков, не менее чем по 29 из выборщиков от землевладельцев и крестьян, не менее 46 из выборщиков от цензовых горожан (из них не менее чем по 18 из первой и второй курий), не менее 2 из выборщиков от рабочих и не менее 1 из выборщиков от казаков.
Выборщики первой гор. курии имели абсолютное большинство в 3 избирательных собраниях, выбиравших 9 (2 %) депутатов, в т.ч. не менее чем по 3 из выборщиков от крестьян и от гор. курий. Избиратели этих курий выбирали по 8 (2 %) депутатов прямым голосованием. Выборщики единой гор. курии имели абсолютное большинство в 3 избирательных собраниях, выбиравших 3 (1 %) депутатов.
Выборщики от крестьян имели большинство в 5 избирательных собраниях, посылавших 5 (1 %) депутатов. Столько же посылали казачьи войска с отдельным представительством, а также русское (православное) население окраин (не считая депутата от русского населения г. Варшавы, учтенного в числе городских).
138 (31 %) членов Думы (в т.ч. 60 из любых выборщиков, не менее чем по 21 из выборщиков от крестьян и землевладельцев, не менее 30 из гор. выборщиков (в т.ч. не менее чем по 9 из первой и второй курий), не менее 4 из рабочих и не менее 2 из казачьих выборщиков) выбиралось 34 избирательными собраниями, в которых ни одна курия не имела большинства. Они включали примерно 2.644 выборщика, в т.ч. 1165 (44 %) от землевладельцев, 647 (24 %) от крестьян, 291 (11 %) от первой гор. курии, 233 (9 %) от второй гор. и 222 (8 %) от единой гор. курии, примерно 72 (3 %) от рабочих и 14 (1 %) от казаков.
Обязательные депутаты от др. курий (кроме рабочей) за небольшими исключениями не отличались по партийной принадлежности от представителей преобладавшей курии и избранных из числа любых выборщиков. Можно полагать, что землевладельческое и гор. представительство в общем контролировалось большинством избирательного собрания.
Результаты выборов землевладельцами депутатов от крестьянской курии трудно оценить однозначно. Крестьянские выборщики выбирались разными съездами и отличались разными взглядами, однако обладали свойственным крестьянами менталитетом и в определенной степени могли быть признаны представителями крестьянского сословия. То же самое касается обязательных депутатов от казаков.
Выборщики от рабочих, избранные одним съездом, одинаково придерживались социал-демократических взглядов, поэтому большинство избирательного собрания могло выбирать лишь между большевиком и меньшевиком.
В связи с этим можно отметить, что землевладельцы контролировали примерно 63 % голосов, крестьяне - почти 1/5 (включая всех обязательных депутатов от крестьян.), гор. избиратели - около 13 % (из них избиратели первой курии - около половины), рабочие и казаки - по 1/50. По очень приблизительным подсчетам Ф.М. Калинычева, 1 выборщик приходился на 230 землевладельцев, 1 тыс. избирателей первой гор. курии, 15 тыс. избирателей второй гор. курии, 60 тыс. крестьян и 125 тыс. рабочих.
П. в. Г. д. действовало без поправок до 1917 (кроме введения в 1910 представительства Финляндии, оставшегося на бумаге (см. Финляндский вопрос)). Основная идея Положения и даже способ его издания не противоречили практике перехода других стран к конституции.
Почти все страны Европы, пережившие длительный период абсолютной монархии (Франция, Испания, Италия, Португалия, Германия, Дания, Черногория) в начале конституционного развития вводили относительно демократическое голосование. Везде кроме Дании оно сопровождалось постоянными конфликтами и беспорядками и обычно через несколько лет либо временно восстанавливался абсолютизм, либо вводился высокий имущественный ценз или куриальная система. Эти преобразования проводились внепарламентским путем (монархом самостоятельно или с помощью иностранных интервентов). В частности, российские события 1906-1907 очень напоминают прусские 1848-1849, когда после двух роспусков король издал новое положение о выборах на основе куриальной системы с решающим голосом верхов.
Период цензового (неравного) голосования в большинстве указанных стран занял несколько десятилетий (до 84 лет (1826-1910) в Португалии и 69 (1849-1918) в Пруссии). П. в. Г. д., в отличии от аналогичных западноевропейских законов, обеспечивало участие в парламенте представителей низших классов.
Установление преобладания в Думе либерально-консервативных помещиков, имевших опыт участия в местном самоуправлении и управлении, в краткосрочном плане привело к упрочению политического и социального порядка и создало основу для существования представительного правления в форме конституционной монархии. Это привело к очень успешному развитию страны (см. Военные реформы, Конфессиональные вопросы, Судебные реформы и др. [нужно перечислить все статьи о реформах в различных отраслях]).
В долгосрочном плане последствия Положения были обратными. Произвольные нормы представительства значительно уменьшили легитимность Думы. Это привело к уменьшению ее влияния и замедлению преобразований, скорость которых перестала устраивать общество, в котором усилились радикальные настроения. Лишение крестьян большинства голосов подорвало у них монархические настроения и уничтожило надежды на Думу. Крайне неравное голосование приводило к росту недовольства в образованном обществе. Архивы: ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 912. РГИА. Ф. 1276. Оп. 1. Д. 35. Ф. 1327. Оп. 1-2.
Текст: Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XVII. 1907. СПб., 1910. С. 321-335. Штаты и табели. С. 194-220 или (с сохранившими силу законами 1905-1906 гг.) Свод законов Российской империи. Издание 1907 года. Т. 1. Ч. 2. Положение о выборах в Государственную думу. [СПб., 1907]. Источники:
Право. 1907. № 41. Центральный статистический комитет МВД. Ежегодник России. 1907 г. СПб., 1908. МВД. Выборы в Государственную думу третьего созыва. СПб., 1911. Шванебах П.Х. Записка сановника // Голос минувшего. 1918. № 1-3. С. 115-138. Крыжановский С.Е. Воспоминания. Берлин, б.г. Он же. Заметки русского консерватора // Вопросы истории. 1997. № 2-4. Лит.:
Гессен В.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Chasles P. Le parlement russe. Paris, 1910. Дан Ф. Выборы в Государственную думу по Положению 3 июня 1907 года. СПб., 1911. Я.Л. Выборы // Ежегодник газеты "Речь" на 1913 год. [СПб., 1913]. Лазаревский Н.И. Русское государственное право. СПб., 1913. Калинычев Ф.М. Государственная дума в период первой русской революции (1905-1907 гг.). Диссертация на степень д-ра юр. наук. М., 1965. Szeftel M. The Reform of the Electoral Law to the State Duma on June 3, 1907 // Liber memorialis Georges de Lagarde. London, 1968. Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. М., 1970. Островский А.В. Третьеиюньский переворот 1907 года. Диссертация на степень кандидата ист. наук. Л., 1977. Кризис самодержавия в России. Л., 1984. Власть и реформы. СПб., 1996. Демин В.А. Государственная дума России. М., 1996. Государственная дума России. Энциклопедия. Т. 1. М., 2006.
Демин В.А.