Установка памятника
П. А. Столыпину в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.
Морское министерство. / В.А. Демин
Морское министерство. Центр. гос. учреждение, ведавшее воен.-мор. флотом (включая воен.-мор. крепости, учеб. заведения и суды, а также часть гос. воен. з-дов). Было создано в 1802 под названием министерства воен.-мор. сил, с 1811 называлось м.м.
В 1907 бюджет ведомства составлял 75 млн. руб. (2,9 % от общего бюджета в 2.498 млн. руб.), в 1911 – 108 млн. (4 % от общего бюджета в 2.720 млн.). Расходы м.м. превышали таковые министерств юстиции, просвещения народного, торговли, гл. управления земледелия и др.
Подчинялось (наряду с воен. министерством, министерством имп. двора и (формально) МИДом) непосредственно императору. Совет министров рассматривал дела м.м. лишь по особым имп. повелениям и решениям морского министра, а так же если они (гл. образом финансовые) касались др. ведомств. Пред. Совета министров не имел влияния на назначения морских министров. По Основным законам 23.4.1906 м.м. (наряду с военным) имело право с разрешения императора расходовать «сбережения» от ассигнованных в его распоряжение кредитов на др. цели.
В 1906-09 проекты штатов учреждений м.м. (как и гражданских ведомств) вносились в Гос. думу и Гос. совет (т.к. в XIX в. они рассматривались дореформенным Гос. советом). Согласно утвержденному императором 24.8.1909 положению Совета министров, не требовавшие новых расходов (в т.ч. оплачиваемые за счет «сбережений» по др. кредитам) проекты морских штатов (включая судебные) подлежали утверждению императором без участия законодательных палат. При необходимости новых ассигнований роль Думы и Гос. совета ограничивалась их разрешением. Подробнее см. Морского генштаба штаты.
Во главе м.м. с июня 1905 стояли морской министр и его тов. (в 1855-1905 гл. нач. флота и морского ведомства являлся ген.-адмирал из вел. кн.; управляющий м.м. был ему подчинен). Морской министр имел право доклада императору и входил в Совет министров, однако не пользовался в нем влиянием. Министр был пред. Адмиралтейств-совета (преемника Адмиралтейств-коллегии XVIII в.), включавшем нескольких устаревших для активной службы адмиралов и рассматривавшем проекты законов (до их внесения в Совет министров) и имп. указов, а также др. общие мероприятия во ведомству.
Министру непосредственно подчинялись административные и оперативные подразделения м.м.: канцелярия министра, канцелярия министерства, Гл. морской штаб, Морской ген. штаб, гл. воен.-мор. судное управление, управление гл. мед. инспектора флота и архив министерства.
Канцелярия м.м. являлась аппаратом Адмиралтейств-совета и ведала кодификацией постановлений по ведомству. Гл. морской штаб заведовал личным составом флота (комплектованием экипажей, чинопроизводством, наградами и т.п.), воен.-мор. учеб. заведениями (Морскими академией, корпусом и инженерным училищем), обучением нижних чинов, готовил (посредством законодательной части) проекты з-нов и имп. указов, а также издавал ж. Морской сборник.
Морской генштаб, выделенный из Гл. морского штаба в апреле 1906, отвечал за стратегические вопросы: составление планов войны на море, боевую подготовку флота, разработку судостроительных программ. Гл. воен.-мор. судное управление возглавлялось гл. воен.-мор. прокурором и обеспечивало работу воен.-мор. судов. Стоявший во главе их системы Гл. воен.-мор. суд являлся также совещательным органом при императоре по воен.-мор. уголовному праву (как материальному, так и процессуальному).
Тов. морского министра заменял министра в случаях его отсутствия, а также заведовал техническими и хоз. делами м.м. Тов. министра подчинялись гл. гидрографическое управление (ведало картографией, метеорологией, разработкой мореходных инструкций и т.п.), морской технический к-т (разрабатывал проекты кораблей), гл. управление кораблестроения и снабжения, з-ды ведомства (Адмиралтейский, Балтийский, Ижорский, Обуховский, Николаевское адмиралтейство). Тов. министра также вел переговоры с частными з-дами о строительстве кораблей для рос. воен. флота.
При м.м. числилась морская походная канцелярия императора, однако она не подчинялась морскому министру и не имела отношения к управлению флотом.
Как известно, в рус.-яп. войну Россия потеряла Тихоокеанский и Балтийский флоты, имевшийся Черноморский флот был устаревшим, поэтому перед м.м. с 1906 стояла задача восстановления флота. Она крайне осложнялась нехваткой средств как на реформы, так и на усиление сухопутных войск, игравших основную роль в обороне страны. К тому же м.м. действовало крайне неэффективно: воен.-мор. расходы России превышали таковые стран с более сильным флотом.
По этим причинам воен. министерство, третья Гос. дума (в 1907-08 – единодушно) и правительство П.А. Столыпина (первоначально) возражали против создания крайне дорогостоящего линейного флота, предлагая для обороны побережья строить миноносцы и подлодки. Однако м.м. при поддержке МИДа добивалось строительства линкоров. Его решительно поддержал имп. Николай II, стремившийся таким способом восстановить великодержавный престиж России и монархии и облегчить заключение военных союзов. Позиция главы государства оказалась решающей.
М.м. в июле 1906 предложило начать строительство 2 линкоров для загрузки казенных судостроительных з-дов. Осенью 1906 Совет гос. обороны (см. Военные реформы) по предложению министра финансов В.Н. Коковцова отклонил ходатайство до представления определенного плана судостроения. Николай II утвердил это решение.
В апреле 1907 он предварительно одобрил подготовленную Морским генштабом т.н. Малую судостроительную программу, предусматривавшую строительство для Балтийского моря одной эскадры из 8 линкоров и др. кораблей общей стоимостью около 870 млн. руб. Совет обороны отклонил ее, считая нужным распределять средства между армией и флотом в соответствии с их ролью в обороне страны. Николай не утвердил это решение. В мае 1907 Совет министров под председательством Столыпина разрешил м.м. приступить к строительству линкоров на оставшиеся у него от предыдущих программ средства. В июле 1907 Николай утвердил программу строительства на Балтике 4 линкоров и др. кораблей общей стоимостью 127 млн. руб. Из-за неготовности з-дов и проектов линкоры были заложены лишь в июне 1909 (и оказались единственными крупными кораблями, вошедшими в строй до начала мировой войны).
В начале 1908 при дальнейшем рассмотрении воен-мор. программы Столыпин первоначально колебался. В феврале 1908 Совет министров под его председательством по предложению пред. Совета обороны вел. кн. Николая Николаевича постановил прежде ассигнований выработать общий план обороны гос-ва. Однако вскоре первый министр под давлением Николая II и министра ин. дел А.П. Извольского, влиянием аргументов офицеров Морского генштаба и из великодержавных соображений поддержал строительство линейного флота. Столыпин решительно выступал в его поддержку и в думской комиссии по гос. обороне, и в общих собраниях Думы и Гос. совета (см. Выступления в Гос. думе, выступления в Гос. совете). Дума единодушно отклонила соответствующие кредиты, Совет одобрил их.
В этом случае должно было считаться принятым постановление, более соответствующее последнему принятому бюджету (на 1906). Гос. совет и его пред. М.Г. Акимов признали себя некомпетентными разрешить разногласие, после чего правительство (министр финансов) включило в бюджет постановление Совета ввиду наличия в бюджете 1906 средств на предыдущую судостроительную программу (хотя в ней были указаны названия др. кораблей).
Под давлением Думы в морском ведомстве начались преобразования. В 1909 в связи с неспособностью их проводить был уволен морской министр адмирал И.М. Диков, в 1911 после отклонения Думой увеличения кредитов по м.м. и принятия ею резолюции с осуждением его деятельности подал в отставку морской министр адмирал С.А. Воеводский.
Его преемник адмирал И.К. Григорович ускорил преобразования. Была улучшена организация флотов и эскадр. Еще в 1907-10 все з-ды ведомства были переведены на коммерческие основания. Была усилена власть гл. нач. флотов. В Морской корпус стали приниматься не только потомственные дворяне. С 1911 ускорилось списание устаревших судов, переоборудование судостроительных заводов, сокращение т.н. "вооруженного резерва" из устаревших кораблей, усилена специализация при обучении матросов (сократившая его срок с 2,5 до 1,5-2 лет) и др. Расходы на боевую подготовку флота росли быстрее, чем на его др. нужды. Тем не менее весьма значительное число неэффективных расходов морского ведомства сохранялось и после гибели Столыпина.
В ноябре 1907 по инициативе совета съездов представителей промышленности и торговли было создано особое совещание об условиях исполнения предположенных к постройке судов, включавшее представителей ведомств морского, финансового, торговли и контрольного. Оно действовало до февраля 1908 и с участием представителей промышленников рассмотрело условия заказа линкоров. В декабре 1908 под давлением общественного мнения, деловых кругов и правительства, не согласных с бесконтрольным распределением заказов м.м., по примеру предыдущего было создано совещание по судостроению. Оно возглавлялось тов. морского министра и включало 3 членов от морского ведомства, по одному от пред. Совета министров, гос. контроля, министерств финансов и торговли. Совещание распределяло заказы, устанавливало условия контрактов, отступления от них и др. Первое время м.м. вносило в совещание лишь второстепенные дела, размещая заказы без его участия. С 1911 оно по требованию Столыпина стало рассматривать все дела о распределении заказов, установлении цен, сроков и т.п. Совещание по судостроению послужило примером для особых совещаний 1915.
Григоровичу, в отличие от своих предшественников, удалось наладить отношения с Гос. думой. Финансовые трудности были в значительной степени преодолены. В 1911 Дума одобрила ассигнования на морскую программу 1907 и на строительство 3 линкоров и др. кораблей на Черном море (вступили в строй в 1916).
В августе 1909 – январе 1910 для обсуждения подготовленной м.м. новой судостроительной программы действовало особое совещание под председательством Столыпина. Первый министр добился ее сокращения по финансовым соображениям (отказа от строительства 4 линкоров). В феврале 1910 программа (предусматривала постройку 4 линейных крейсера и развертывание к 1919 на Балтийском море полной эскадры из 4 новых линкоров, 4 линейных крейсеров и др. кораблей, не была выполнена из-за начала войны) была одобрена Советом министров, в 1912 –законодательными палатами.
Созданные в результате деятельности м.м. военные корабли Балтийского флота не сыграли важной роли в I мировой войне. Их экипажи в 1917 стали одной из опор революционеров. В то же время значительные расходы их строительство были одной из причин недостаточной подготовки сухопутных войск к мировой войне.
Морские министры в правительстве П.А. Столыпина: А.А. Бирилев (29.6.1905-11.1.1907), И.М. Диков (11.1.1907-8.1.1909), С.А. Воеводский (8.1.1909-18.3.1911), И.К. Григорович (19.3.1911-27.2.1917).
Источники: Адрес-календари на 1906-1911 годы. СПб., 1906-11. Обзор деятельности Государственной думы третьего созыва. Ч. 3. СПб., 1912. Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского министра. Кронштадт-М., 2005. Крылов А.Н. Воспоминания и очерки. М., 1956.
Лит.: Аврех А.Я. Столыпинский бонапартизм и вопросы военной политики в III Думе // Вопросы истории. 1955. № 3. Шацилло К.Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны. М., 1968. Гаврилов Б.И. И.К. Григорович и большая морская программа // Россия: международное положение и военный потенциал в XIX – начале ХХ веков. М., 2003. Игнатьев А.В. П.А. Столыпин и воссоздание военно-морского флота после русско-японской войны // Там же.
В.А. Дёмин