Установка памятника
П. А. Столыпину в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС
Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.
Морского Генерального штаба штаты. / В.А. Демин
Морского Генерального Штаба Штаты (законопроект об их установлении). М.г.ш. был создан императорским указом 24.4.1906 для руководства боевой подготовкой флота (см. подробнее Морское министерство). Из-за отсутствия закона об его создании М.г.ш. финансировался не по бюджету морского ведомства, а из т.н. "10-миллионного фонда" (резервного фонда правительства). Для освобождения фонда и закрепления существования штаба правительство 19.3.1907 внесло во II Гос. думу законопроект об утверждении соответствующих ассигнований. II Дума его не рассмотрела, III Гос. дума без прений одобрила проект 24.5.1908. При этом Дума утвердила не только ассигнования, но и приложенный к проекту для сведения штат.
Финансовая комиссия Государственного совета предложила отклонить проект как вторгающийся в прерогативы императора. Согласно ст. 96 Основных гос. законов "постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств" издавались монархам по представлению соответственно Военного и Адмиралтейств-советов без участия законодательных палат, если эти постановления не касались общих законов и не требовали новых расходов. В противном случае до представления проекта императору требовалось издание закона об ассигновании средств.
Проект штатов от имени правительства поддержал гос. контролер П.А. Харитонов, объявивший М.г.ш. не воинской частью, а правительственным учреждением. Тем не менее 3.7.1908 Совет вставанием, т.е. значительным (или подавляющим) большинством голосов (правой группы, значительной или большей части центра группы и части беспартийных) отклонил проект.
15.10.1908 морской министр повторно внес в Думу законопроект об отпуске средств на создание штаба. 19.12.1908 Дума по докладу комиссии по гос. обороне без прений одобрила проект (как ассигнование, так и сам штат). Проведенные морским министерством закулисные переговоры показали невозможность согласия Думы на утверждение лишь ассигнований.
Гос. совет передал проект на рассмотрение соединенных комиссий финансовой и законодательных предположений. Они единогласно согласились с финансовой стороной проекта. По юр. вопросу большинство комиссий сочло, что ввиду разработки межведомственным совещанием вопроса о толковании ст. 96 Основных законов Совет должен разрешить частный вопрос о штабе и признало его не являющимся строевой частью. Правое меньшинство соединенных комиссий (11 членов во главе с П.Н. Дурново) высказалось за отклонение проекта.
Совет министров, рассмотревший проект по предложению председателя П.А. Столыпина, пришел к выводу о незаконности решения Думы и в то же время о нежелательности конфликта, т.к. "всякое столкновение будет только на руку думской оппозиции и осложнит положение в Думе морского же министерства". Харитонов "выразил мысль о том, что было бы очень важно доложить все это дело и его возможный исход непосредственно государю и притом до рассмотрения его в общем собрании Совета, так как едва ли может быть какое-то сомнение в том, что оно станет известным ему тем или иным путем".
Поэтому в письме Столыпина Николаю II от 12.3.1909 говорилось: "Еще один вопрос, волнующий меня, это вопрос о Морском генеральном штабе. Способ направления подобного рода [так в тексте] был далеко не выяснен; правительство должно было его принципиально вырешить и принципиальный вопрос представить на высочайшее благоусмотрение; пока дело принципиально не разрешено, правительство не могло спешный, частный вопрос о Генеральном штабе проводить иначе, как общим законодательным порядком; сделано это с высочайшего соизволения, вопрос этот сепаратный и общий вопрос о правах Верховного вождя вооруженных сил не предрешает".
Общее собрание Гос. совета рассмотрело проект 18 и 19.3.1909. От имени правительства его защищали председательствующий в Совете министров В.Н. Коковцов (по просьбе болевшего Столыпина) и морской министр адмирал С.А. Воеводский. Они доказывали неясность закона, предлагали не рассматривать его толкование и обосновывали необходимость ассигнования средств именно на М.г.ш. Под давлением правительства большая часть группы центра поддержала проект. Он был одобрен 87 голосами (основной части центра, левой группы, части беспартийных, 7 министров) против 75 (правых, части беспартийных и центра).
Пред. Гос. совета М.Г. Акимов, докладывавший императору одобренные палатами законопроекты, указал на попытку ограничения царской власти и (по свидетельству пом. военного министра ген. А.А. Поливанова) потребовал отклонения проекта, угрожая при этом отставкой. Со своей стороны Столыпин 22.3.1909 писал Николаю II: "Мои собеседники ["политические деятели, между прочим, и крайне правого крыла Государственной думы"] предупреждали меня о смущающем их "походе" против министерства… Из этого мне стало ясным, как учли бы широкие круги общества, как учла бы Россия первый пример неутверждения Вашим Величеством прошедшего через все инстанции законопроекта… Я не могу не предвидеть тех совершенно для меня непреодолимых и непосильных затруднений, которые создались бы фактом отклонения закона о штабе и сделали бы для правительства в настоящем его составе дальнейшее несение обязанностей не выполнимым". По сведениям прессы, в конце марта рассматривался вопрос о смене правительства.
Николай II 25.4.1909 вернул проект с резолюцией "Не утверждаю", рескриптом на имя Столыпина и личным письмом ему. в рескрипте император предписал правительству в месячный срок разработать правила направления проектов военных ведомств. В письме, в частности, говорилось: "О доверии или недоверии не может быть и речи. Такова моя воля. Помните, что мы живем в России, а не заграницей или в Финляндии… и потому я не допускаю и мысли о чьей-либо отставке. Конечно, в Петербурге и в Москве об этом будут говорить, но истерические крики скоро улягутся".
Соответствующее положение Совета министров было утверждено монархом 24.8.1909. Оно предписывало военному и морскому ведомствам представлять императору без внесения в палаты проекты штатов всех своих учреждений (включая военно-судебные) и дела об "устроении казачества и управлении им как вооруженной силой государства" (не затрагивающие гражданских прав населения), не требовавшие увеличения бюджета ведомства. Роль законодательных палат предписывалось ограничить ассигнованием средств. Императорские постановления по вооруженным силам именовались "военными законами", в то время как Основные законы предусматривали издание законов лишь с согласия палат.
Эти правила стали выполняться. В мае 1910 Гос. дума после выступления Столыпина в их поддержку 161 голосом против 100 (правоцентристским большинством против левого крыла и отдельных октябристов) отклонила заявление социал-демократической фракции о запросе в связи с их изданием.
Связанный с законопроектом о штатах М.г.ш. кризис значительно ослабил политические позиции Столыпина. Стало ясно, что первый министр в противостоянии с крайними консерваторами не пользуется поддержкой монарха. Их борьба против реформаторских планов правительства усилилась, а решительность Столыпина в отстаивании реформ уменьшилась.
Источники: Государственная дума. Созыв третий. Сессии 1-2. Стенографические отчеты. СПб., 1908-09. Гос. совет. Стенографические отчеты. Сессия III. Заседание 42. СПб., 1908. Сессия IV. СПб., 1909. Поливанов А.А. Из дневников и воспоминаний по должности военного министра и его помощника. М., 1924. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Кн. 1. М., 1992. Столыпин П.А. Переписка. М., 2004.
Финансовая комиссия Государственного совета предложила отклонить проект как вторгающийся в прерогативы императора. Согласно ст. 96 Основных гос. законов "постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств" издавались монархам по представлению соответственно Военного и Адмиралтейств-советов без участия законодательных палат, если эти постановления не касались общих законов и не требовали новых расходов. В противном случае до представления проекта императору требовалось издание закона об ассигновании средств.
Проект штатов от имени правительства поддержал гос. контролер П.А. Харитонов, объявивший М.г.ш. не воинской частью, а правительственным учреждением. Тем не менее 3.7.1908 Совет вставанием, т.е. значительным (или подавляющим) большинством голосов (правой группы, значительной или большей части центра группы и части беспартийных) отклонил проект.
15.10.1908 морской министр повторно внес в Думу законопроект об отпуске средств на создание штаба. 19.12.1908 Дума по докладу комиссии по гос. обороне без прений одобрила проект (как ассигнование, так и сам штат). Проведенные морским министерством закулисные переговоры показали невозможность согласия Думы на утверждение лишь ассигнований.
Гос. совет передал проект на рассмотрение соединенных комиссий финансовой и законодательных предположений. Они единогласно согласились с финансовой стороной проекта. По юр. вопросу большинство комиссий сочло, что ввиду разработки межведомственным совещанием вопроса о толковании ст. 96 Основных законов Совет должен разрешить частный вопрос о штабе и признало его не являющимся строевой частью. Правое меньшинство соединенных комиссий (11 членов во главе с П.Н. Дурново) высказалось за отклонение проекта.
Совет министров, рассмотревший проект по предложению председателя П.А. Столыпина, пришел к выводу о незаконности решения Думы и в то же время о нежелательности конфликта, т.к. "всякое столкновение будет только на руку думской оппозиции и осложнит положение в Думе морского же министерства". Харитонов "выразил мысль о том, что было бы очень важно доложить все это дело и его возможный исход непосредственно государю и притом до рассмотрения его в общем собрании Совета, так как едва ли может быть какое-то сомнение в том, что оно станет известным ему тем или иным путем".
Поэтому в письме Столыпина Николаю II от 12.3.1909 говорилось: "Еще один вопрос, волнующий меня, это вопрос о Морском генеральном штабе. Способ направления подобного рода [так в тексте] был далеко не выяснен; правительство должно было его принципиально вырешить и принципиальный вопрос представить на высочайшее благоусмотрение; пока дело принципиально не разрешено, правительство не могло спешный, частный вопрос о Генеральном штабе проводить иначе, как общим законодательным порядком; сделано это с высочайшего соизволения, вопрос этот сепаратный и общий вопрос о правах Верховного вождя вооруженных сил не предрешает".
Общее собрание Гос. совета рассмотрело проект 18 и 19.3.1909. От имени правительства его защищали председательствующий в Совете министров В.Н. Коковцов (по просьбе болевшего Столыпина) и морской министр адмирал С.А. Воеводский. Они доказывали неясность закона, предлагали не рассматривать его толкование и обосновывали необходимость ассигнования средств именно на М.г.ш. Под давлением правительства большая часть группы центра поддержала проект. Он был одобрен 87 голосами (основной части центра, левой группы, части беспартийных, 7 министров) против 75 (правых, части беспартийных и центра).
Пред. Гос. совета М.Г. Акимов, докладывавший императору одобренные палатами законопроекты, указал на попытку ограничения царской власти и (по свидетельству пом. военного министра ген. А.А. Поливанова) потребовал отклонения проекта, угрожая при этом отставкой. Со своей стороны Столыпин 22.3.1909 писал Николаю II: "Мои собеседники ["политические деятели, между прочим, и крайне правого крыла Государственной думы"] предупреждали меня о смущающем их "походе" против министерства… Из этого мне стало ясным, как учли бы широкие круги общества, как учла бы Россия первый пример неутверждения Вашим Величеством прошедшего через все инстанции законопроекта… Я не могу не предвидеть тех совершенно для меня непреодолимых и непосильных затруднений, которые создались бы фактом отклонения закона о штабе и сделали бы для правительства в настоящем его составе дальнейшее несение обязанностей не выполнимым". По сведениям прессы, в конце марта рассматривался вопрос о смене правительства.
Николай II 25.4.1909 вернул проект с резолюцией "Не утверждаю", рескриптом на имя Столыпина и личным письмом ему. в рескрипте император предписал правительству в месячный срок разработать правила направления проектов военных ведомств. В письме, в частности, говорилось: "О доверии или недоверии не может быть и речи. Такова моя воля. Помните, что мы живем в России, а не заграницей или в Финляндии… и потому я не допускаю и мысли о чьей-либо отставке. Конечно, в Петербурге и в Москве об этом будут говорить, но истерические крики скоро улягутся".
Соответствующее положение Совета министров было утверждено монархом 24.8.1909. Оно предписывало военному и морскому ведомствам представлять императору без внесения в палаты проекты штатов всех своих учреждений (включая военно-судебные) и дела об "устроении казачества и управлении им как вооруженной силой государства" (не затрагивающие гражданских прав населения), не требовавшие увеличения бюджета ведомства. Роль законодательных палат предписывалось ограничить ассигнованием средств. Императорские постановления по вооруженным силам именовались "военными законами", в то время как Основные законы предусматривали издание законов лишь с согласия палат.
Эти правила стали выполняться. В мае 1910 Гос. дума после выступления Столыпина в их поддержку 161 голосом против 100 (правоцентристским большинством против левого крыла и отдельных октябристов) отклонила заявление социал-демократической фракции о запросе в связи с их изданием.
Связанный с законопроектом о штатах М.г.ш. кризис значительно ослабил политические позиции Столыпина. Стало ясно, что первый министр в противостоянии с крайними консерваторами не пользуется поддержкой монарха. Их борьба против реформаторских планов правительства усилилась, а решительность Столыпина в отстаивании реформ уменьшилась.
Источники: Государственная дума. Созыв третий. Сессии 1-2. Стенографические отчеты. СПб., 1908-09. Гос. совет. Стенографические отчеты. Сессия III. Заседание 42. СПб., 1908. Сессия IV. СПб., 1909. Поливанов А.А. Из дневников и воспоминаний по должности военного министра и его помощника. М., 1924. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Кн. 1. М., 1992. Столыпин П.А. Переписка. М., 2004.
Лит.: Аврех А.Я. Третья Дума и начало кризиса третьеиюньской системы (1908-1909) // Исторические записки. Т. 53. М., 1955. Он же. Царизм и третьиюньская система. М., 1966. Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978. Кризис самодержавия в России. Л., 1984.
Демин В.А.