Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 





Конфессиональные вопросы. / В.А. Демин

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Правительство П.А. Столыпина стремилось закрепить реформы 1905 (прежде всего манифест 17.4) о расширении веротерпимости и в то же время сохранить положение православной церкви как государственной. Разрабатывавший в 1906 соответствующие проекты департамент иностранных исповеданий МВД исходил из манифеста 17.10.5, объявившего о введении «свободы совести», и предложил довольно радикальные преобразования.

В частности, совещание с участием старообрядцев под председательством тов. министра С.Е. Крыжановского разработало проект о старообрядческих общинах. После рассмотрения в ведомственном он был одобрен Советом министров и введен в действие имп. указом 17.10.1906 на основании 87-й ст. Основных законов.

Указ подтверждал право старообрядцев свободно исповедовать сою веру и с разрешения губернаторов (градоначальников) строить храмы, а также освобождение старообрядческих священников от воинской повинности, их исключение из низших сословий, право пользоваться монашеским именем. Регламентировался порядок создания и деятельности старообрядческих общин.

В частности, для регистрации они должны были иметь не менее 50 членов. Общины разрешались или не разрешались губ. правлением. Его решение могло быть обжаловано в Сенате. Губернатор получил право приостанавливать деятельность общины, а губ. правление – закрывать ее в случае ее «противных закон или ограждающим нравственность постановлениям» действий. Общины могли избирать духовных лиц, создавать благотворительные заведения и школы, приобретать недвижимость (дороже 5.000 руб. лишь с разрешения императора), заключать договоры, выступать в суде.

Духовные лица старообрядцев утверждались губернаторами, однако неутверждение допускалось лишь по формальным мотивам (их неграмотности, молодости, опороченности по суду, банкротств или решениям сословных обществ, а также нарушения выборной процедуры). Духовенству разрешалось носить соответствующую одежду, не свидетельствовать в суде о признаниях, сделанных на исповеди, а также не приносить присягу при свидетельстве. Старообрядцы получили право записи актов гражданского состояния.

Аналогичные права получили сектанты (кроме изуверских сект, воспрещенных уголовными законами). В случае отсутствия у них «наставников» запись актов гражданского состояния возлагалась на гор. или волостные власти.

В феврале 1907 Совет министров по предложению МВД, несмотря на возражения обер-прокурора Синода П.П. Извольского, одобрил на предмет внесения в Гос. думу проекты о смене исповедания (не предусматривал внеконфессионального состояния и перехода в нехристианские вероучения, хотя и отменял наказания за него); об отношении государства к отдельным исповеданиям (вводил свободу проповеди); отмене религиозных ограничений (не распространялся на евреев, поляков и иезуитов); старообрядческих общинах; смешанных браках (отменял ряд ограничений); о проведении иноверных и инославных богослужений, строительстве и ремонте молитвенных зданий; об инославных и иноверных религиозных обществах (предусматривал разрешительный порядок их создания); о римско-католических монастырях; о легализации незарегистрированных браков старообрядцев и сектантов; об узаконении инославных и иноверных браков числившихся православными; о секте мариавитов. Вторая Дума не успела их рассмотреть, после чего эти проекты были внесены в третью Думу.

Тем временем Синод в декабре 1907 фактически выступил против вероисповедной политики правительства, особенно против стремления примириться со старообрядцами. Он потребовал исключительного права православной церкви на распространение своего учения (на этом особенно решительно настаивали противники религиозных реформ), сохранения препятствий для отказа от православия, наказаний за «нападки» на православие в печати и в театре и т.п.

Пред. Совета министров и министр вн. дел П.А. Столыпин в письме П. Извольскому от 16.12.1907 в связи с этим отметил: «Синод не только совершенно забывает Манифест 17 октября о свободе совести, но и впадает в противоречие с основаниями Манифеста 17 апреля о веротерпимости». Однако первый министр фактически согласился с такой позицией. В том же письме первый министр указал: «…в Думе же против Синода мы не пойдем». В письме министру юстиции И.Г. Щегловитову от 8.1.1909 Столыпин высказался за введение уголовной ответственности за «отрицательное отношение к догматам веры и учению Православной церкви со стороны печати» в связи с публикацией детских книг гр. Л.Н. Толстого с изложением его религиозных взглядов. Практических последствий это указание не имело.

Правительство стало действовать в соответствии с позицией Синода. При обсуждении Думой проекта о смене исповедания (май 1909) Столыпин, объявив об установлении в 1905-06 «вероисповедной свободы», решительно возражал против предложения думской комиссии легализовать переход из христианства в др. исповедания, заявив, что оно уравняет «в глазах обывателей… православных христиан с нехристианами» и лишит Россию «одного из главнейших признаков государства христианского».

В том же месяце при рассмотрении проекта о старообрядческих общинах Крыжановский от имени правительства заявил, что старообрядцы должны получить «возможность организации и пользования гражданскими правами», но при этом недопустимо касаться «ни отношения старообрядчества к господствующей православной церкви, ни вопросов канонических…» Он возражал против предложений думской комиссии о предоставлении старообрядцам права проповеди своего вероучения, явочном порядке регистрации старообрядческих общин (виду их права вести акты гражданского состояния), а также о легализации старообрядческих съездов и церковной иерархии и др. По его словам, такие правила не соответствуют «отношениям Российского государства к Православной церкви и высшим интересам государственного и общественного порядка». Представитель правительства отстаивал особые ограничения для старообрядчества как враждебно относящегося к православию.

После одобрения Думой предложений комиссий Крыжановский от имени правительства требовал их отклонения в Гос. совете. Он не только отклонил все думские поправки, но и без возражений правительства ограничил отдельные постановления указа 17.10 (исключил правило о выбытии старообрядческих «наставников» из их сословных обществ, об ограничении старообрядческих общин в праве вести акты гражданского состояния, приобретать недвижимость и создавать учебные заведения и др., 1910). Проект об отмене почти всех ограничений в правах сложивших и лишенных духовного сана, одобренный обеими палатами вопреки мнению обер-прокурора Синода В.К. Саблера, не был утвержден императором (1911).

В 1909 Столыпин взял обратно из Думы законопроекты об отношении гос-ва к отдельным исповеданиям и смешанных браках как не соответствующие церковным канонам.

Такая позиция правительства и Гос. совета вызвала утрату Думой интереса к принципиальным проектам о к.в. Комиссионный доклад по проекту об инославных и иноверных обществах и сектантских общинах был внесен в общее собрание лишь в декабре 1911, об узаконении браков – в мае 1912 (соответственно за полгода и месяц до окончания работы III Думы) и не рассмотрены им. Проекты о богослужениях, монастырях и религиозных ограничениях оставались на рассмотрении комиссии. В ноябре 1912 министр вн. дел А.А. Макаров отказался вносить в четвертую Думу все проекты по к.в., не одобренные третьей Думой.

В итоге из всех подготовленных правительством Столыпина закопроектов по к.в. силу закона получили лишь 2 второстепенных: об упорядочении браков старообрядцев и сектантов и узаконении католической секты мариавитов (1912).

В 1905-06 был поднят вопрос о реформе православной церкви в смысле освобождения ее от бюрократической опеки. В основу церковной организации предполагалось положить самоуправляющийся приход, избирающий священника и самостоятельно распоряжающийся своими средствами. Впоследствии за такие преобразования неоднократно выступала Гос. дума. Однако уже в начале 1907 имп. Николай II и правительство Столыпина приняли решение об отказе от созыва в ближайшем будущем церковного собора, с которым связывалась реформа.

По мнению историка С.Л. Фирсова, церковные реформы и свобода совести были взаимосвязаны. Развитие религиозной свободы противоречило господствующему положению православной церкви. Правительство относилось к православию как к своей религиозной опоре, поэтому «не хотело (и не могло) уравнять все основные деноминации империи в правах с Православной церковью». Впрочем, в 1915-16 за церковные реформы стало выступать и руководство ведомства православного исповедания, однако ее разработка до 1917 не была закончена.

Бюджетные расходы на содержание православного духовенства выросли с 12,3 млн. руб. в 1907 г. до 17,9 млн. руб. в 1914. В результате пожелания III Гос. думы в части епархий средства стали распределяться по приходам съездами священников. Также по требованию Думы в части епархиальных и благочинных съездов стали участвовать церковные старосты. Гос. дума добивалась прозрачности церковных финансов (с малым успехом), возвращения имущества армяно-григорианской церкви и старообрядцам.

Источники: Государственная дума. Стенографические отчеты. Указатели к ним. СПб. (Пг.), 1906-1916. Государственный совет. Стенографические отчеты. Приложения к ним. Сессии 5-7. СПб., 1910-12. Обзор деятельности Государственной думы третьего созыва. Ч. 2-3. СПб., 1912. Столыпин П.А. Переписка. М., 2004.

Лит-ра: Каменский П.В. Вероисповедные и церковные вопросы в Государственной думе 3-го созыва и отношение к ним союза 17 октября. М., 1909. Ковалевский Е. Народное образование и церковное достояние в III Государственной думе. СПб., 1912. Микетов Я. Что сделало народное представительство 3-го созыва. СПб., 1912. Никаноров И. Церковные и вероисповедные вопросы в третьей Государственной думе. СПб., 1912. [Гумилин Н.] Общий очерк работы Государственной думы по сметам Св. Синода за пятилетие 1908-1912 гг. Тверь, 1912. Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978. Усманова Д. Мусульманская фракция и проблемы "свободы совести" в Государственной думе России. Казань, 1999. Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия России. М., 1996. Он же. Русская церковь накануне перемен. Б.м., 2002. Рожков В. Церковные вопросы в Государственной думе. М., 2004.

В.А. Демин


Возврат к списку