Установка памятника
П. А. Столыпину в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС
Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.
Кассо, Лев Аристидович. / Н.А.Федорова
Кассо, Лев Аристидович (08.06.1865, Париж- 26.11.1914, Петроград) – государственный деятель. Из бессарабских дворян. Тайный советник (с 06.12.1911). Его семья принадлежала к обеспеченному кругу, в частности благодаря значительным земельным владениям в Бессарабии. Это позволило К. обучаться сначала парижском Лицее Кондорсе (Lycee Condorcet), затем в с 1883 по1885 в парижской Школе права (Ecole de droit) в Париже и получить диплом бакалавра.
С 1885 – обучался на юрид. ф-те Гейдельбергского унив-та, а затем Берлинского унив-та в Германии. В Берлине защитил диссертацию (1889) по теме «Ответственность наследника по завещанию по римскому и современному праву».
Из-за отсутствия русского аттестата о среднем образовании, К. не имел права находиться на государственной службе. Поэтому он был вынужден выдержать экзамен при Имп. Дерптском (с 1893 – Юрьевском) унив-те (1892) на степень магистра гражданского права при юридическом факультете, где 29.07 1892 назначен и.д. доцента церковного права, а 01.07.1893 - на и.д. экстраординарного проф. по кафедре местного права.
В 1893 избран на три года в почетные мировые судьи земским собранием Сорокского уезда Бессарабской губернии.
В этот период К. написал работу, посвящённую анализу некоторых аспектов законодательства Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерний - «Обзор остзейского гражданского права» (1894).
1895 – защитил магистерскую диссертацию при юрид. ф-те Унив-та Св. Владимира в Киеве на тему «Преемство наследника в обязательствах наследодателя». После этого занял должность экстраординарного проф. данного унив-та, а 30.11.1895 назначен на и.д. экстраординарного проф. кафедры гражданского права и судопроизводства Имп. Харьковского унив-та.
В 1898 году в Унив-те Св. Владимира в Киеве защитил докторскую диссертацию - «Понятие о залоге в современном праве», которая была издана в Юрьеве в 1899. Данная работа считается одной из лучших по проблеме залоговых правоотношений вплоть до настоящего времени.
19.05.1899 – доктор гражд. права. 25.11.1899 – ординарный профессор Имп. Московского унив-та кафедры гражд. права. Одновременно с 1900 г. преподавал гражданское право в Московском межевом ин-те, читал различные дисциплины в Катковском лицее в память цесаревича Николая (04.1908 – и.о. директора лицея; 04.06.1908- директор лицея).
Занимался проблемами источников русского гражданского права(«Общие и местные гражданские законы» Харьков, 1896; «К истории свода законов гражданских»// ЖМЮ, 1904). Отдельно изучал историю права Бессарабии- «Византийское право в Бессарабии» (1907), «Россия на Дунае и образование Бессарабской области» (1912—1913), «Пётр Манега. Забытый кодификатор Бессарабского права» (1914).
Исследовал актуальную тогда тему соотношения прав субъектов, написав две работы по данной проблеме: «Неизвестность хозяина чужой вещи» (1903), «Здания на чужой земле» (1905). Своеобразным промежуточным итогом его научных изысканий стала монография «Русское поземельное право» (1906), в которой он рассмотрел земельный вопрос с точки зрения права собственности и вещных прав.
Будучи учёным и преподавателем, К. не выказывал желания заняться политической карьерой и не состоял в общественно-политических организациях.
25.09.1910 назначен управляющим МНП, а 26.02.1911 — министром нар. просвещения.
С10 февраля 1911 года являлся председателем Особого совещания для разбора ходатайств об организации специальных высших учебных заведений.
Неоднократно избирался почётным членом научных форумов учреждений и обществ. Почётный гражданин гг. Сороки, Кагула, Измаила, Алексина.
Скончался от рака 26.11.1914 в Петрограде. Согласно завещанию, был похоронен в родовом имении в селе Чутулешть Сорокского района.
Впервые Столыпин заговорил о К. в конце 1907 г., когда перед премьер-министром встала проблема поиска нового министра народного просвещения взамен П.М. фон Кауфмана. В письме Николаю II от 22 декабря 1907 г. он выделял две фигуры, подходящие на этот пост: педагога и административного деятеля А.Н.Шварца и К. В письме Шварцу от 25 декабря было видно, что Столыпин принял решение назначить на пост министра именно Шварца, поскольку лучше его знал. Однако К. также оставался в поле зрения Столыпина: «…все мы обязаны готовить людей и иметь помощников, способных продолжать дело. Поэтому я и позволил себе, в качестве кандидата на пост товарища министра, упомянуть проф[ессора] Кассо – я его не знаю и никогда не видел, но задавшись целью выискивать людей, я не мог не обратить внимание на все то, что слышал про настоящую культурность, образованность и благородство этого человека». (Письмо Шварцу А.Н. от 25.12.07 г.// Столыпин П.А.Переписка. М., 2004. С.186).
Поиск нового министра обуславливался важностью реформы народного образования в пакете преобразований: «Сознавая необходимость приложения величайших усилий для поднятия экономического благосостояния населения, правительство ясно отдает себе отчет, что усилия эти будут бесплодны, пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту…» (П. А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. М., 1991. С.60-61). Данная реформа предусматривала: введение всеобщего школьного образования на принципах общедоступности, а впоследствии обязательности; создание системы средних профессиональных учебных заведений; формирование единой системы низшей, средней и высшей школы; подготовка преподавательского состава с улучшением их материального положения. В отношении высшего образования предполагалось развивать положения Высочайшего указа о «Временных правилах по управлению высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения» 27 августа 1905 г. Суть данного указа заключалась в расширении университетской автономии, в частности, в праве выбора ректора и деканов.
К. принял пост министра в тот период, когда преобразования уже начались. Остается открытым вопрос о причинах выбора Столыпина, поскольку он сам считал К. «большим знаком вопроса». По-видимому, Столыпин колебался в отношении его назначения: « … я Кассо знаю. Он был у меня после назначения директором Лицея. Я, конечно, помнил Твой отзыв о нем, - писал он А.Ф. Мейендорфу, - и, при настоящих обстоятельствах, вспомнил о нем. Смущает меня очень уж нерусский его вид, воспитание и, кажется, «внутренний мир». Кроме того, близкое родство с такими великими интриганами, как Крупенский, тоже заставляет задуматься» (П.А.Столыпин. Переписка. М., 2004. С. 620).
При К. были утверждены «Правила о внешкольном надзоре за учениками среднеучебных заведений», ограничивающие время нахождения детей в вечернее время, а также определяющие правила постоянного ношения школьной формы. Разрабатывались программы преподавания различных школьных предметов. Были внесены изменения в регламент функционирования родительских комитетов в сторону увеличения кворума до 2/3 от всех родителей.
Также, по требованию К. 2.05.11г. из Гос. Думы был возвращен законопроект «Положение о гимназиях Министерства народного просвещения», который существенно трансформировал как систему гимназического образования, так и средней школы в целом. Главной новацией проекта было создание единой системы средних учебных заведений на основе общей программы обучения, независимо от типа гимназии или высшего начального училища.
В то же время, с приходом К. был дан ход работе Особого совещания по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае. Министр Шварц фактически блокировал работу этого заседания, хотя Столыпин настаивал на анализе возможностей модернизации начального образования «в местностях с инородческим населением». Благодаря К. удалось наладить совместную работу МВД и МНП в этом вопросе.
К. поддержал идею создания межведомственного Совещания по вопросу о постановке школьного образования для инородческого, инославного и иноверного населения (ноябрь 1910- декабрь 1911 г.). На совещании рассматривался вопрос о возможности учета национальных, религиозных и иных традиций при обучении нерусского населения.
Наибольший резонанс в обществе получила деятельность К. в сфере реформирования высшего образования. Временные правила 27 августа 1905 г. приостанавливали, но не отменяли действие Университетского устава 1835 года, лишавшего автономии высших учебных заведений. Данные правила принимались в период либерализации государственной политики, поэтому предусматривали ряд автономных правомочий для университетов: выборность руководства, упразднение университетской инспекции и т. д. С учётом этих правил, был разработан проект нового Устава Императорских Российских университетов, который был внесен в III Гос. Думу А.Н. Шварцем 10 мая 1910 г. Однако 22 ноября 1910 г. К. отозвал проект Устава (проект так и не был принят).
До момента согласования проекта в министерстве К. предложил жесткий пакет нормативных актов, регулирующих образовательную и общественную деятельность университетов. Постановлением Совета министров от 11 января 1911 года было введено совместное управление университетами как ректором, так и градоначальником. Либеральная общественность восприняла это Постановление как фактическую ликвидацию автономии высших учебных заведений.
Тогда же был издан циркуляр МНП «О временном недопущении публичных и частных студенческих собраний в стенах высших учебных заведений». Очевидно, что Столыпин и К., пошли на это стремясь препятствовать излишней политизации высшей школы. Сам К. был резко против любых форм студенческих организаций и союзов, за исключением аполитичных объединений.
Однако ситуация вышла из-под контроля. 27 января 1911 г. в Московском университете состоялось студенческое собрание против действия вышеуказанного циркуляра. Оно было поддержано частью профессорско-преподавательского состава.
Московский градоначальник был вынужден ввести на территорию университета полицию.
28 января ректор А.А. Мануйлов выступил на заседании Совета университета с докладом, в котором заявил о сложении с себя полномочий, а 1 февраля его отставку принял К. Вместе с Мануйловым ушло всё руководство университета: проректор П. А Минаков и помощником ректора М. А. Мензбир. Это привело к волне добровольных отставок и увольнений сначала в Московском университете (приблизительно 130 профессоров и преподавателей), а затем и по всей России. Окончательное возвращение преподавательского состава в Московский университет состоялось к лету 1917 г. Данный конфликт получил название «дело Кассо».
Столыпин публично не комментировал действия К. Их переписка также сводилась к обсуждению технических аспектов деятельности МНП: преобразование системы образования в Туркестанском крае, открытие на Челябинском переселенческом пункте училища для детей за счёт средств МНП, восстановление слушательниц С.-Петербургского женского Медицинского института и т.д.
Уже после гибели Столыпина К. предпринял ряд мер по повышению контроля за профессорско-преподавательским составом. 12.011912 г. принято постановление о подготовке профессоров за границей. Циркуляр МНП от 19.02.1912 г. запрещал приват–доцентам чтение курсов параллельно с профессорами.
Архивы: РГИА. Ф,733. Оп. 186, 187, 221.
Источники: П. А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. М., 1991. Столыпин П.А.Переписка. М., 2004.
Литература: Гуляев А. М. Лев Аристидович Кассо // Отчет о состоянии и действиях Императорского московского университета за 1914 год. Ч. 1. М., 1915. С. 44.Ем В. С., Рогова Е. С. Доктор права — Лев Аристидович Кассо. // Кассо Л. А. Понятие о залоге в современном праве. М., 1999. Удинцев В. А. Лев Аристидович Кассо. Доктор гражданского права. // Журнал Министерства народного просвещения: Новая серия. — СПб. 1915. Сентябрь. Ч. 59. Кассо Л. А. Обзор Остзейского права. — Юрьев, 1896. Кассо Л. А. Общие и местные гражданские законы. Харьков, 1896. Кассо Л. А. Понятие о залоге в современном правея. Юрьев, 1899. Кассо Л. А. Источники русского гражданского права. М., 1900.Кассо Л. А. Неизвестность хозяина найденной вещи. М., 1903.Кассо Л. А. Здание на чужой земле. М., 1905.Кассо Л. А. Русское поземельное право. — М., 1906.Кассо Л. А. Византийское право в Бессарабии. // Ученые записки Императорского Лицея цесаревича Николая. Вып. 1. М., 1907. Кассо Л. А. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М., 1913.Кассо Л. А. Петр Манега. Забытый кодификатор Бессарабского права. Пг., 1914.
С 1885 – обучался на юрид. ф-те Гейдельбергского унив-та, а затем Берлинского унив-та в Германии. В Берлине защитил диссертацию (1889) по теме «Ответственность наследника по завещанию по римскому и современному праву».
Из-за отсутствия русского аттестата о среднем образовании, К. не имел права находиться на государственной службе. Поэтому он был вынужден выдержать экзамен при Имп. Дерптском (с 1893 – Юрьевском) унив-те (1892) на степень магистра гражданского права при юридическом факультете, где 29.07 1892 назначен и.д. доцента церковного права, а 01.07.1893 - на и.д. экстраординарного проф. по кафедре местного права.
В 1893 избран на три года в почетные мировые судьи земским собранием Сорокского уезда Бессарабской губернии.
В этот период К. написал работу, посвящённую анализу некоторых аспектов законодательства Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерний - «Обзор остзейского гражданского права» (1894).
1895 – защитил магистерскую диссертацию при юрид. ф-те Унив-та Св. Владимира в Киеве на тему «Преемство наследника в обязательствах наследодателя». После этого занял должность экстраординарного проф. данного унив-та, а 30.11.1895 назначен на и.д. экстраординарного проф. кафедры гражданского права и судопроизводства Имп. Харьковского унив-та.
В 1898 году в Унив-те Св. Владимира в Киеве защитил докторскую диссертацию - «Понятие о залоге в современном праве», которая была издана в Юрьеве в 1899. Данная работа считается одной из лучших по проблеме залоговых правоотношений вплоть до настоящего времени.
19.05.1899 – доктор гражд. права. 25.11.1899 – ординарный профессор Имп. Московского унив-та кафедры гражд. права. Одновременно с 1900 г. преподавал гражданское право в Московском межевом ин-те, читал различные дисциплины в Катковском лицее в память цесаревича Николая (04.1908 – и.о. директора лицея; 04.06.1908- директор лицея).
Занимался проблемами источников русского гражданского права(«Общие и местные гражданские законы» Харьков, 1896; «К истории свода законов гражданских»// ЖМЮ, 1904). Отдельно изучал историю права Бессарабии- «Византийское право в Бессарабии» (1907), «Россия на Дунае и образование Бессарабской области» (1912—1913), «Пётр Манега. Забытый кодификатор Бессарабского права» (1914).
Исследовал актуальную тогда тему соотношения прав субъектов, написав две работы по данной проблеме: «Неизвестность хозяина чужой вещи» (1903), «Здания на чужой земле» (1905). Своеобразным промежуточным итогом его научных изысканий стала монография «Русское поземельное право» (1906), в которой он рассмотрел земельный вопрос с точки зрения права собственности и вещных прав.
Будучи учёным и преподавателем, К. не выказывал желания заняться политической карьерой и не состоял в общественно-политических организациях.
25.09.1910 назначен управляющим МНП, а 26.02.1911 — министром нар. просвещения.
С10 февраля 1911 года являлся председателем Особого совещания для разбора ходатайств об организации специальных высших учебных заведений.
Неоднократно избирался почётным членом научных форумов учреждений и обществ. Почётный гражданин гг. Сороки, Кагула, Измаила, Алексина.
Скончался от рака 26.11.1914 в Петрограде. Согласно завещанию, был похоронен в родовом имении в селе Чутулешть Сорокского района.
Впервые Столыпин заговорил о К. в конце 1907 г., когда перед премьер-министром встала проблема поиска нового министра народного просвещения взамен П.М. фон Кауфмана. В письме Николаю II от 22 декабря 1907 г. он выделял две фигуры, подходящие на этот пост: педагога и административного деятеля А.Н.Шварца и К. В письме Шварцу от 25 декабря было видно, что Столыпин принял решение назначить на пост министра именно Шварца, поскольку лучше его знал. Однако К. также оставался в поле зрения Столыпина: «…все мы обязаны готовить людей и иметь помощников, способных продолжать дело. Поэтому я и позволил себе, в качестве кандидата на пост товарища министра, упомянуть проф[ессора] Кассо – я его не знаю и никогда не видел, но задавшись целью выискивать людей, я не мог не обратить внимание на все то, что слышал про настоящую культурность, образованность и благородство этого человека». (Письмо Шварцу А.Н. от 25.12.07 г.// Столыпин П.А.Переписка. М., 2004. С.186).
Поиск нового министра обуславливался важностью реформы народного образования в пакете преобразований: «Сознавая необходимость приложения величайших усилий для поднятия экономического благосостояния населения, правительство ясно отдает себе отчет, что усилия эти будут бесплодны, пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту…» (П. А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. М., 1991. С.60-61). Данная реформа предусматривала: введение всеобщего школьного образования на принципах общедоступности, а впоследствии обязательности; создание системы средних профессиональных учебных заведений; формирование единой системы низшей, средней и высшей школы; подготовка преподавательского состава с улучшением их материального положения. В отношении высшего образования предполагалось развивать положения Высочайшего указа о «Временных правилах по управлению высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения» 27 августа 1905 г. Суть данного указа заключалась в расширении университетской автономии, в частности, в праве выбора ректора и деканов.
К. принял пост министра в тот период, когда преобразования уже начались. Остается открытым вопрос о причинах выбора Столыпина, поскольку он сам считал К. «большим знаком вопроса». По-видимому, Столыпин колебался в отношении его назначения: « … я Кассо знаю. Он был у меня после назначения директором Лицея. Я, конечно, помнил Твой отзыв о нем, - писал он А.Ф. Мейендорфу, - и, при настоящих обстоятельствах, вспомнил о нем. Смущает меня очень уж нерусский его вид, воспитание и, кажется, «внутренний мир». Кроме того, близкое родство с такими великими интриганами, как Крупенский, тоже заставляет задуматься» (П.А.Столыпин. Переписка. М., 2004. С. 620).
При К. были утверждены «Правила о внешкольном надзоре за учениками среднеучебных заведений», ограничивающие время нахождения детей в вечернее время, а также определяющие правила постоянного ношения школьной формы. Разрабатывались программы преподавания различных школьных предметов. Были внесены изменения в регламент функционирования родительских комитетов в сторону увеличения кворума до 2/3 от всех родителей.
Также, по требованию К. 2.05.11г. из Гос. Думы был возвращен законопроект «Положение о гимназиях Министерства народного просвещения», который существенно трансформировал как систему гимназического образования, так и средней школы в целом. Главной новацией проекта было создание единой системы средних учебных заведений на основе общей программы обучения, независимо от типа гимназии или высшего начального училища.
В то же время, с приходом К. был дан ход работе Особого совещания по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае. Министр Шварц фактически блокировал работу этого заседания, хотя Столыпин настаивал на анализе возможностей модернизации начального образования «в местностях с инородческим населением». Благодаря К. удалось наладить совместную работу МВД и МНП в этом вопросе.
К. поддержал идею создания межведомственного Совещания по вопросу о постановке школьного образования для инородческого, инославного и иноверного населения (ноябрь 1910- декабрь 1911 г.). На совещании рассматривался вопрос о возможности учета национальных, религиозных и иных традиций при обучении нерусского населения.
Наибольший резонанс в обществе получила деятельность К. в сфере реформирования высшего образования. Временные правила 27 августа 1905 г. приостанавливали, но не отменяли действие Университетского устава 1835 года, лишавшего автономии высших учебных заведений. Данные правила принимались в период либерализации государственной политики, поэтому предусматривали ряд автономных правомочий для университетов: выборность руководства, упразднение университетской инспекции и т. д. С учётом этих правил, был разработан проект нового Устава Императорских Российских университетов, который был внесен в III Гос. Думу А.Н. Шварцем 10 мая 1910 г. Однако 22 ноября 1910 г. К. отозвал проект Устава (проект так и не был принят).
До момента согласования проекта в министерстве К. предложил жесткий пакет нормативных актов, регулирующих образовательную и общественную деятельность университетов. Постановлением Совета министров от 11 января 1911 года было введено совместное управление университетами как ректором, так и градоначальником. Либеральная общественность восприняла это Постановление как фактическую ликвидацию автономии высших учебных заведений.
Тогда же был издан циркуляр МНП «О временном недопущении публичных и частных студенческих собраний в стенах высших учебных заведений». Очевидно, что Столыпин и К., пошли на это стремясь препятствовать излишней политизации высшей школы. Сам К. был резко против любых форм студенческих организаций и союзов, за исключением аполитичных объединений.
Однако ситуация вышла из-под контроля. 27 января 1911 г. в Московском университете состоялось студенческое собрание против действия вышеуказанного циркуляра. Оно было поддержано частью профессорско-преподавательского состава.
Московский градоначальник был вынужден ввести на территорию университета полицию.
28 января ректор А.А. Мануйлов выступил на заседании Совета университета с докладом, в котором заявил о сложении с себя полномочий, а 1 февраля его отставку принял К. Вместе с Мануйловым ушло всё руководство университета: проректор П. А Минаков и помощником ректора М. А. Мензбир. Это привело к волне добровольных отставок и увольнений сначала в Московском университете (приблизительно 130 профессоров и преподавателей), а затем и по всей России. Окончательное возвращение преподавательского состава в Московский университет состоялось к лету 1917 г. Данный конфликт получил название «дело Кассо».
Столыпин публично не комментировал действия К. Их переписка также сводилась к обсуждению технических аспектов деятельности МНП: преобразование системы образования в Туркестанском крае, открытие на Челябинском переселенческом пункте училища для детей за счёт средств МНП, восстановление слушательниц С.-Петербургского женского Медицинского института и т.д.
Уже после гибели Столыпина К. предпринял ряд мер по повышению контроля за профессорско-преподавательским составом. 12.011912 г. принято постановление о подготовке профессоров за границей. Циркуляр МНП от 19.02.1912 г. запрещал приват–доцентам чтение курсов параллельно с профессорами.
Архивы: РГИА. Ф,733. Оп. 186, 187, 221.
Источники: П. А. Столыпин. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. М., 1991. Столыпин П.А.Переписка. М., 2004.
Литература: Гуляев А. М. Лев Аристидович Кассо // Отчет о состоянии и действиях Императорского московского университета за 1914 год. Ч. 1. М., 1915. С. 44.Ем В. С., Рогова Е. С. Доктор права — Лев Аристидович Кассо. // Кассо Л. А. Понятие о залоге в современном праве. М., 1999. Удинцев В. А. Лев Аристидович Кассо. Доктор гражданского права. // Журнал Министерства народного просвещения: Новая серия. — СПб. 1915. Сентябрь. Ч. 59. Кассо Л. А. Обзор Остзейского права. — Юрьев, 1896. Кассо Л. А. Общие и местные гражданские законы. Харьков, 1896. Кассо Л. А. Понятие о залоге в современном правея. Юрьев, 1899. Кассо Л. А. Источники русского гражданского права. М., 1900.Кассо Л. А. Неизвестность хозяина найденной вещи. М., 1903.Кассо Л. А. Здание на чужой земле. М., 1905.Кассо Л. А. Русское поземельное право. — М., 1906.Кассо Л. А. Византийское право в Бессарабии. // Ученые записки Императорского Лицея цесаревича Николая. Вып. 1. М., 1907. Кассо Л. А. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М., 1913.Кассо Л. А. Петр Манега. Забытый кодификатор Бессарабского права. Пг., 1914.
Фёдорова Н.А.