Установка памятника
П. А. Столыпину в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.
Землеустройство. / Н.А.Федорова
Землеустройство как система комплексных мероприятий это увеличение площади землевладения крестьян и упорядочение этого землевладения»(Из речи П.А. Столыпина, произнесенной 6 марта 1907 г. // Государственная Дума. Второй созыв. Сессия вторая. 1907 г. Стенографические отчеты. СПб., 1907. Т. I. С. 106-120).
З. состояло из трёх групп мероприятий. Первым из них было формирование системы землевладения посредством межевания и обособления земельных участков друг от друга. Второе включало в себя упорядочивание крестьянских надельных и вненадельных земель для создания массового частного собственника, максимально независимого от коллективных форм землевладения и земледелия. Третьим мероприятием было расширение крестьянского землевладения передачей части земельного фонда Крестьянского банка и казённых земель, а также поощрения переселения. Итогом з. должна была стать интенсификация сельского хозяйства и повышения уровня жизни крестьянина-землевладельца.
Ответственность за проведения з. возлагалась на ГУЗиЗ и местные землеустроительные комиссии. Однако часть мероприятий осуществлялось без их участия. Например укрепление земельных долей в собственность без выдела происходило через утверждение сельского схода и последующего одобрения в административных инстанциях.
Крестьянскому Поземельному Банку вменялось в обязанность формирование земельного фонда, который впоследствии продавался крестьянам. В этой связи вышло два Указа: 12 августа 1906 г. о передаче Крестьянскому Банку части удельных земель и от 27 августа 1906 г. о передаче части свободных казённых земель. Это, наряду со свободной землей Крестьянского Банка, составляло 11 млн. дес. Тем самым планировалось снять социальную напряженность, вызванною нехваткой земли, особенно в Нечерноземной части России. По мнению Столыпина, устранение острого малоземелья должно было стать составной частью землеустроительного процесса: «…для успеха дела увеличение крестьянского землевладения надлежит связать с улучшением форм землепользования, для чего необходимы меры поощрения и главным образом кредит. Главное управление намерено идти в этом деле путем широкого развития и организации кредита земельного, мелиоративного и переселенческого». (Из речи П.А. Столыпина, произнесенной 6 марта 1907 г. // Государственная Дума. Второй созыв. Сессия вторая. 1907 г. Стенографические отчеты. СПб., 1907. Т. I. С. 106-120).
В центре законодательства о крестьянском з. стоял Указ 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». В нём были определены те задачи з., которые Столыпин считал приоритетными: «…устранение неудобств, сопряженных с внутринадельным расположением участков отдельных селений и домохозяев, облегчение разверстания чересполосицы, облегчение выделения домохозяевам отрубных участков, упрощение способов отграничительных межеваний и принудительное разверстание чересполосных владений, при условии признания этой чересполосности вредною» (Из речи П.А. Столыпина, произнесенной 6 марта 1907 г. // Государственная Дума. Второй созыв. Сессия вторая. 1907 г. Стенографические отчеты. СПб., 1907. Т. I. С. 106-120). Таким образом, на первое место выходили мероприятия по разграничению земельных угодий между членами общинного союза с тем, чтобы создать институт единоличных собственников-крестьян.
С приходом в 1908 г. на пост главноуправляющего землеустройством и земледелием А.В.Кривошеина, на первый план вышла хуторизация и разверстание целых сельских обществ. Главным критерием разверстания становилось удобство ведения сельского хозяйства.
З. производилось с учётом региональных особенностей ведения сельского хозяйства и особенностями распределения земли. Учитывался совокупный ряд показателей, как то: особенности очертания крестьянских наделов, конфигурация чересполосицы и возможности её устранения, соотношение частной и иной земли на местах и формы её использования, характеристика земли с точки зрения пригодности для сельского хозяйства и т.д.
Эти факторы позволяли определить сущность земельных проблем и, соответственно, характер и способы з.: «…комиссии сообразуются не только с размерами землевладения нуждающихся в землеустроительных мерах селений, но также с расположением земельных владений, существующими порядками землепользования, производительностью угодий, степенью обеспеченности населения местными и отхожими заработками и другими условиями, непосредственно влияющими на хозяйственное положение населения» (Наказ землеустроительным комиссиям // Цит. по: Программа реформ П.А.Столыпина. Том 2. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002. С243).
Столыпину приходилось неоднократно корректировать ход з., устраняя искажения трактовок пореформенных нормативных актов, возникавшие на местах. В особенности, он указывал на приоритет единоличного землевладения перед техническим улучшением землепользования: например, невозможность выдела участка в один отруб не должно быть препятствием укреплению земли в частную собственность. Столыпин призывал к творческому осмыслению нормативных актов, например, к формированию института выселков –союза частных собственников, образуемых из тех земельных владений, которые ещё не до конце сведены в единый массив. (Циркуляр губернаторам 14 июня 1908 г.// П.А. Столыпин. Грани таланта политика. М.: РОССПЭП, 2006. С. 204).
Столыпин также отмечал опасность буквального толкования законов, при котором землеустроители стремились к количественным показателям в ущерб качеству з. деятельности. Он писал А.В.Кривошеину: «…что неуспех или задержка землеустройства в некоторых губерниях зависит от применения землеустроительными комиссиями слишком огульного приема – отнесения единичных выделов в третью очередь… Они пропустили между ушей рекомендацию Землеустроительного комитета не брезгать единичными выделами там, где они могут пробить брешь в деревенской косности, и во многих местах… дело остановилось» (Письмо А.В.Кривошеину от 3 октября 1910 г.//П.А.Столыпин. Переписка. М.: РОССПЭН, 2004. С. 382).
З. имело большое значение для развития переселения. При этом решалась задача не только организации сельского хозяйства, но и колонизации территории. Столыпин настаивал на неустанном контроле за переселением со стороны государства, потому что это значительно упростит задачу з. Прежде всего, необходимо было избежать диссонанса между освоенными и неосвоенными территориями: « …в Сибири довольно явственно обозначаются уже районы, где не хватает земли для переселенцев, и районы, где. Напротив, не хватает людей для заготовленных участков» (Записка Председателя Совета министров и Главноуправляющего землеустройством и земледелием о поездке в Сибирь и Поволжье в 1910 г.// П.А. Столыпин. Грани таланта политика. М.: РОССПЭП, 2006. С.521). Для упорядочивания переселенческого процесса нужно было, прежде всего, закрепить земельные права старожилов и т.н. инородческого населения. Помимо этого, необходимо было учитывать ландшафтно-климатические условия сельского хозяйства, которые, в частности, иногда требовали превышения предельного лимита землевладения с 15 дес. на душу.
Гибкий подход реформаторы проявили и в отношении западных территорий Империи (Царство Польское, Прибалтика и Привислинский край). Для землеустроительной работы туда (особенно в Прибалтику) был отряжен особый контингент чиновников Главного управления, обязанных учитывать в своей работе условия местного хозяйствования.
Закон 14 июня 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» явился окончательным выражением принципов Указа 9 ноября и сформулировал правоde. Основу з. деятельности.
Так, те сельские общества, в которых не было общих переделов со дня возникновения, признавались автоматически перешедшими к подворному владению. Таких общин у бывших помещичьих крестьян насчитывалось 34% от общего числа, а у бывших государственных – 14% (Кавелин С.П. Межевание и землеустройство. М.: Правоведение, 1914. С,193).
Выход из сельского общества осуществлялся независимо от согласия общины. Сам выход сопровождался либо простым укреплением земли в частную собственность, либо формированием отруба или хутора. Укрепление земли производилось однократно и в отношении всей надельной земли домохозяина.
Во избежание монополизации земельной собственности, вводился запрет на приобретение надельной земли в пределах одного уезда свыше шести душевых долей.
При обсуждении закона 14 июня 1910 г. возникла проблема з. вненадельной земли, как сельскому обществу, так и отдельным крестьянам. С одной стороны, для таких участков не требовалось з. и оформление, т.к. они уже находились в частной собственности. С другой стороны, далеко не все владельцы могли представить документы на право собственности этой землёй, поэтому для их оформления и з. вводился особый порядок составления удостоверительных актов. Т.о. сельское общество своим приговором легализовало право собственности на вненадельную землю.
Более детально процесс з. был регламентирован в законе «О землеустройстве» от 29 мая 1911 г.
Прежде всего, данный закон урегулировал порядок з. не только в отношении крестьянской надельной земли, но и для участков, приобретаемых всеми частными землевладельцами (в пределах от 15 до 67 дес. в зависимости от губернии), в том числе сельскими земельными обществами или товариществами.
Приоритетной формой з. становился выдел земель селениям, частям селений и выселкам, а также полном разделе общественных угодий на отруба и хутора.
Впервые на законодательном уровне был определен термин «чересполосность»: « … такое расположение владений, когда земли одного владельца чередуются с землями другого, разделяя их на отдельные полосы, или вкраплены в них в виде одного или нескольких мелких участков, или же вклиниваются в них одною или несколькими узкими полосами» (Ст. 47 Закона «О землеустройстве» от 29 мая 1911 г.// 3 ПСЗ. Т. 31. № 35370. Собрание узаконений. 1911. 16 июня. Отд. I. Ст. 1087). В большинстве случаев устанавливалось обязательное прекращение череснолосности – либо добровольное, либо принудительное.
Т.о. с развитием реформы, целью з. стало упорядочивание форм землевладения, а не способов землепользования. Любые улучшения сельского хозяйства без укрепления в частную собственность не признавались нецелесообразными.
К 1 января 1915 г. насчитывалось 308 тыс. единоличных выделов из сельских обществ. 698 тыс. хозяйств возникло вследствие разверстания общин на отруба и хутора.
Источники: 3 ПСЗ. Т. 26. № 27478. Собрание узаконений. 1906. 7 марта. Отд. I. Ст. 307
3 ПСЗ. Т. 26. № 28528. Собрание узаконений. 1906. 11 ноября. Отд. I. Ст. 1859
3 ПСЗ. Т. 29. № 31755. Собрание узаконений. 1909. 19 мая. Отд. I. Ст. 601
3 ПСЗ. Т. 30. № 33743. Собрание узаконений. 1910. 19 июня. Отд. I. Ст. 1043
3 ПСЗ. Т. 31. № 35370. Собрание узаконений. 1911. 16 июня. Отд. I. Ст. 1087
Государственная Дума. Второй созыв. Сессия вторая. 1907 г. Стенографические отчеты. СПб., 1907. Т. I.
Закон 14 июня 1910 года о выходе из общины с приложением Правил о выделах, на основании сего закона, надельной земли к одним местам. СПб., 1910.
Закон о землеустройстве 29 мая 1911 г. и изданный на основании сего закона Наказ землеустроительным комиссиям от 9 июня 1911 г. СПб.: Типография "Сельского вестника", 1911.
Литература: Кавелин С.П. Межевание и землеустройство. М.: издание юридического книжного магазина «Правоведение», 1914.
Программа реформ П.А.Столыпина. <Том 2. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002.
П.А. Столыпин. Грани таланта политика. М.: РОССПЭН, 2006.
П.А.Столыпин. Переписка. М.: РОССПЭН, 2004.
Н. Федорова