Установка памятника
П. А. Столыпину в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.
Зейн Франц-Альберт Александрович. / А.Ю.Бахтурина
В 1906 - гг. пост финляндского генерал-губернатора занимал Герард. О его деятельности в Великом Княжестве Финляндском весьма негативно отзывалась периодическая печать, оценки которой во многом отражали позицию официального Петербурга. Чрезмерная, по мнению правительства, уступчивость Герарда требованиям финляндских конституционалистов, оказывала негативное влияние на позиции Российской империи в княжестве в целом. Но в конце 1907 г. из-за сложности политической ситуации считалось невозможным отправить Герарда в отставку. Его отставка могла быть воспринята в Финляндии как провозглашение смены политического курса и вызвать бурное недовольство. Поэтому необходимо было добиться того, чтобы Герард ушел в отставку по собственной инициативе. Для этого П.А.Столыпин предложил назначить А.Ф.Зейна на должность помощника финляндского генерал-губернатора. Эта должность была вакантной с 1905 г. Министр статс-секретарь Эрштрем и Н.Н.Герард зимой 1906 г. рассматривали кандидатуру барона Рауш фон Траубенберга, служившего в тот момент в Тифлисе. Эрштрем был готов ходатайствовать перед императором о его назначении, но 30 января 1906 г. был смещен со своего поста. И место помощника финляндского генерал-губернатора осталось незанятым. В 1907 г. по инициативе председателя совета министров Зейн был назначен на должность помощника финляндского генерал-губернатора, хотя Герард и не одобрял это назначение. Назначение Зейна на этот пост, вопреки желаниям генерал-губернатора, по мнению Николая II, привело бы к добровольной отставке Герарда, которой так ждали в Петербурге. Император одобрил предложение Столыпина о назначении Зейна, поскольку узнав о назначении Зейна без его ведома, Герард «немедленно попросится оставить должность генерал-губернатора и уже более в Гельсингфорс не вернется». По другим данным предложение о назначении Зейна исходило от Дейтриха.
16 ноября 1907 г. А.Ф.Зейн был назначен на должность помощника финляндского генерал-губернатора. При назначении Зейна ему предполагалось передать большинство дел по управлению княжеством. Об том Николай II писал Столыпину весной 1907 г. Его назначение было для Герарда неприятной неожиданностью. В докладной записке на имя Столыпина от 17 января 1908 г. Зейн сообщал, что во время частного разговора Герард попытался выяснить у него, при каких обстоятельствах состоялось назначение Зейна и что говорил в этой связи Столыпин. При этом Герард подчеркнул, что до принятия назначения Зейн должен был выяснить, как генерал-губернатор относится к перспективе совместной работы.
Итак, расчет на реакцию Герарда в связи с назначением Зейна оправдался. Николай II 1 декабря 1907 г. писал Столыпину: «Случилось то, что я предвидел. После длинного и тягостного разговора моего с Герардом, он на словах просил, а затем прислал прошение об увольнении от должности. Удерживать его дольше нельзя. Теперь надо назначить генерала Бекмана генерал-губернатором». Это назначение состоялось 5 февраля 1908 г. В.А.Бекман должен был сыграть роль «промежуточной» фигуры на посту финляндского генерал-губернатора, поскольку назначение Зейна – ближайшего сподвижника Н.И.Бобрикова должно было означать начало изменений в финляндской политике самодержавия, подготовку перехода от политики уступок к более жесткому политическому курсу.
После отставки Герарда и назначения Бекмана Зейн остался на прежней должности помощника генерал-губернатора, хотя Бекман, как и ранее Герард не был доволен тем, что Зейн находится на этом посту.
В письмах к Столыпину весной и осенью 1907 г. Николай II отмечал, что Зейну фактически предстоит сразу выполнять обязанности генерал-губернатора. Финляндский генерал-губернатор Бекман находился в Выборге, поскольку в тот момент в правительстве активно обсуждался вопрос о введении в Выборгской губернии военного положения.
На посту помощника финляндского генерал-губернатора Зейн попытался достичь соглашения с лидерами старофиннов. Представители партии старофиннов в конце XIX – начале XX в. занимали крупные административные посты в Финляндии, но в 1905 г. их вытеснили конституционалисты. В период генерал-губернаторства Бабрикова старофинны занимали позицию лояльную по отношению к российскому самодержавию, в отличие от конституционалистов, поэтому возобновление сотрудничества с ними представлялось весьма перспективным.
В январе 1908 г. старофинны попытались вернуть себе утраченное политическое положение при помощи российского правительства. В январе 1908 г. один из видных представителей старофинской партии Даниельсон-Кальмари посетил помощника финляндского генерал-губернатора А.Ф.Зейна. По итогам состоявшего разговора Зейн представил П.А.Столыпину записку, где писал, что старофинская партия готова вступить в открытую борьбу со шведской народной партией. Старофинны рассчитывали на поддержку правительства Столыпина в смене состава финляндского Сената. В связи с этим Зейн составил список требований к старофиннам в обмен на поддержку российского правительства. Старофинны должны были дать согласие на уравнение в правах русских с финнами, дать гарантии того, что Сейм не будет играть решающей роли в разрешении общегосударственных вопросов, Финляндия будет нести пропорциональные расходы на военные нужды, будут приняты меры против воспитания учащихся в духе сепаратизма, а также прекращено революционное движение в крае. Предложения Зейна остались без ответа. Причина заключалась в том, что старофинны не предоставили никаких конкретных предложений, а российское правительство настаивало на списке гарантий, которые, по мнению финнов, были неприемлемы.
Весной 1909 г. несколько финляндских сенаторов подали в отставку. Генерал-губернатор В.А. Бекман не смог стабилизировать ситуацию, которая получила название «сенаторской забастовки» в Финляндии. Это стало формальным основанием для отставки В.А.Бекмана. Действия финляндских сенаторов и их политические заявления были расценены правительством как следствие попустительства генерал-губернатора В.А.Бекмана. В этой связи Столыпин в письме Николаю II отметил, что «действительным наказанием для Сената явилась бы отставка генерала Бекмана и замена его Зейном». Его назначение рассматривалось царским правительством как появление генерал-губернатора, который будет четко выполнять требования официального Петербурга и проводить в Финляндии пророссийскую политику, но с учетом Сеймовых законов, «дабы не дать какого-либо оправдания активному или пассивному сопротивлению финляндцев».
Назначение А.Ф.Зейна на пост генерал-губернатора состоялось 16 ноября 1909 г. «Новое время» комментировало назначение Зейна на пост генерал-губернатора следующим образом: «Увольнение генерала Бекмана от должности финляндского генерал-губернатора следует признать благоприятным симптомом поворота в нашей финляндской политике. Уже в течение целого пятилетия, с самого момента убийства Бобрикова, Россия видит на ответственном посту... только слабых безвольных людей..., адвокатов финляндской обособленности перед троном».
К моменту назначения Зейна на пост финляндского ненерал-губернатора сфера компетенции российских должностных лиц в Финляндии расширилась..
11 января 1908 г. император утвердил положение Совета министров о порядке назначения и увольнения финляндского генерал-губернатора. Было установлено, что генерал-губернатор и его помощник назначаются и увольняются императорскими указами. Совет министров исходил из того, что они являются не должностными лицами финляндской администрации, но представителями русской государственной власти в крае и поэтому должны назначаться на должность в общеимперском порядке. Новый порядок был подвергнут критике со стороны Сейма. Общеимперский порядок назначения предусматривал, что генерал-губернатор и его помощник будут назначаться по докладу председателя Совета министров, а не министра статс-секретаря. Таким образом, по мнению депутатов Сейма, нарушалось право доклада финских дел непосредственно монарху через министра статс-секретаря. Депутаты также подчеркивали, что должность генерал-губернатора является финляндской.
После ликвидации Финляндского военного округа в 1905 г. финляндские генерал-губернаторы утратили право командовании вооруженными силами в Финляндии. Теперь финляндскому генерал-губернатору предлагалось предоставить право запросить военную помощь для восстановления порядка. 11 апреля 1908 г. было утверждено соответствующее положение Совета министров.
Комплекс мероприятий по укреплению имперской администрации в Финляндии в 1908-1914 гг. разрабатывался также в контексте проблемы борьбы с революционным движением и подготовки подавления возможных вооруженных выступлений. Вопросами подавления антиправительственных выступлений занималась специальная Межведомственная комиссия под председательством товарища министра внутренних дел, командующего Отдельным корпусом жандармов, генерал-майора П.Г.Курлова. Ее члены предлагали в случае начала вооруженных выступлений в Финляндии увеличить число чинов пограничной стражи, провести немедленную замену чинов финляндской администрации лицами, состоящими на имперской службе.
Важной проблемой взаимоотношений Российской империи и Великого княжества Финляндского накануне первой мировой войны оставался вопрос о борьбе с революционным движением на территории Финляндии и, соответственно, компетенции чинов полиции и жандармерии. По данным Департамента полиции на территории Финляндии продолжалась деятельность союза ««Войма»», насчитывавшего до 10 тыс. человек, и Красной гвардии, поскольку к их упразднению принимались только формальные меры. Одновременно Финляндия служила местом активной деятельности российских революционеров. Заведующий особым отделом Департамента полиции полковник Климович в записке от 21 августа 1910 г. отмечал, что в вопросах охраны российских государственных интересов в Финляндии на содействие финляндской полиции рассчитывать нельзя. «Финская полиция почти сплошь состоит из конституционалистов и проявляет только внешне свою готовность оказывать содействие исполнению законных требований русских властей... Поэтому в деле раскрытия сепаратистских сообществ при таком составе полиции можно рассчитывать лишь на замаскированное ея противодействие».
В 1910 г. Зейн инициировал вопрос о создании военной флотилии и бассейне оз. Сайм. Он считал политически важным появление на финляндских озерах российских военных судов. По его мнению, подобная мера должна была «произвести полезное моральное воздействие на население Финляндии и поднять авторитет русской правительственной власти», а в случае волнений экипажи судов могли оказать помощь в восстановлении порядка. Зейн обратился со своим предложением к Столыпину, который передал дело морскому министру. Далее началась долгая бюрократическая волокита: морское министерство передало это дело в военное министерство. Затем в августе 1911 г. вопрос обсуждался в Совете министров, но реальныех шагов сделано не было.
В феврале 1910 г. пред председательством П.Г.Курлова была учреждена Особая комиссия по выработке мер для борьбы с тайным ввозом оружия в Финляндию. Она обратилась к вопросу об организации там жандармского надзора. Члены комиссии считали необходимым немедленно ввести в Финляндии жандармский надзор, особенно в пограничных пунктах и пограничных портовых городах, а также и предоставить чинам Отдельного корпуса жандармов права, предусмотренные инструкцией 1903 г.
Предложения комиссии были рассмотрены в Совете министров уже после смерти П.А.Столыпина, в октябре 1911 г. в связи с предложениями финляндского генерал-губернатора о мерах борьбы с политическим террором в Финляндии. финляндский генерал-губернатор А.Ф.Зейн составил свои предложения в контексте основных идей Столыпина о необходимости пресечения в Финляндии революционной деятельности.
17 июня 1910 г. был издан закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения». Этим законом к общегосударственным делам были отнесены: участие Финляндии в общегосударственных расходах, вопросы о правах русских в Финляндии, государственном языке, деятельности имперских учреждений в крае, порядке приведения в исполнение решений судебных и иных учреждений империи на территории Финляндии, наблюдении за школьными программами, правилах о союзах и обществах, законодательства о печати, денежной системе и др. (ст.2). Право законодательной инициативы принадлежало императору (ст.4). Законопроекты, затрагивавшие интересы Финляндии, могли рассматриваться, минуя финляндский Сенат, если последний не выскажет своего мнения в указанный ему срок (ст.5). Государственная дума и Государственный совет наделялись правом издавать законы и для Финляндии. Это нарушало действовавший принцип разграничения законодательства России и Финляндии. Закон нанес чувствительный удар по правовым нормам, обеспечивавшим финскую политическую автономию. Фактически это была программа, приводившая административно-правовую систему в Финляндии в единство с общероссийскими нормами.
Закон от 17 июня 1910 г. вызвал недовольство в Финляндии. Большинство юристов и чиновников считали, что он не имеет силы на территории Великого княжества Финляндского, т.к. его принятие противоречит манифесту Александра I, где говорилось о том, что никакой касающийся княжества «коренной» закон не мог быть издан, отменен или изменен без согласия Сейма.
Принятие закона 1910 г. без согласия Сейма дало основание его членам считать его, не имеющим силы, с одной стороны, с другой, закон стал нормативной базой для российского законодательства, направленного на сужение автономных прав Финляндии. В 1911 г., уже после смерти П.А. Столыпина были приняты два закона: о порядке отбывания гражданами Великого княжества Финляндского воинской повинности и об уравнении в правах русских финнами на территории Финляндии.
Законы, принятые Думой в 1911 г. были наиболее крупными в ряду законодательных актов по Финляндии, изданных на основе закона 17 июня 1910 г. Помимо мер общеимперского характера в 1911 – 1913 гг. издавались отдельные нормативные акты, также направленные на сужение внутренней автономии Финляндии: постановление о порядке административной ответственности финляндских чиновников;бюджетные правила, ограничившие возможности Сейма распоряжаться финляндскими бюджетными фондами имперского подчинения.
Принятие отдельных законодательных актов по управлению Финляндией не удовлетворяло российскую администрацию. На отсутствие систематичности в общегосударственном законодательстве в отношении Финляндии еще осенью 1910 г. обратил внимание генерал-губернатор А.Ф.Зейн. 27 октября 1910 г. он представил записку в Особое совещание по Финляндии, содержащую ряд предложений о возможных изменениях в управлении Финляндией. Зейн предлагал установить подсудность финляндских должностных лиц имперским судам, передачу в эти суды дел по государственным преступлениям, изменить законы и правила о печати, введя предварительную цензуру, наложить ограничения на деятельность публичных собраний и общественных организаций, увеличить численность жандармов и восстановить в Финляндии «права русского языка в делопроизводстве». Документ был признан отрывочным и требующим доработки, но Особое совещание по Финляндии 28 мая 1911 г. пришло к выводу о том, что необходима целостная исчерпывающая программа мероприятий в отношении Финляндии с учетом реальной обстановки. В результате в 1912 г. началась разработка единого проекта мероприятий в сфере финляндского законодательства. Проект был разработан весной 1913 г. В его основе лежала финляндская программа, предложеная А.Ф. Зейном. Без существенных изменений остались предложения Зейна по усилению правительственной власти в Финляндии, охране порядка и обеспечению исполнения законов, направленные на сужение финляндской автономии.
Совет министров одобрил подготовленный документ в апреле 1914 г. В сентябре 1914 г. программа была одобрена Николаем II. В своем окончательном варианте она состояла из двух разделов: мероприятия по укреплению центральной государственной власти в Финляндии и мероприятия, направленные на достижение сближения Финляндии с остальными частями империи.
Подготовка программы, несмотря на конфиденциальность работы Особого совещания, и Подготовительной комиссии, не осталась незамеченной прессой, как в России, так и в Финляндии. Вариант проекта комиссии Корево попал на страницы «Нового времени» сразу же после того, как был готов. Программа комиссии Корево в Финляндии реализована не была. Но после ее публикации усилился рост антироссийских настроений в княжестве.
Зейн занимал пост финляндского генерал-губернатора до 1917 г. В целом после смерти П.А. Столыпина он стремился проводить прежнюю политику в Великом княжестве Финляндском, направленную на укрепление экономических и административных связей Великого княжества с Российской империей.
Лит.: О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений. Сборник материалов. СПб., 1911; Соломещ И.М. Финляндская политика царизма в годы первой мировой войны. Петрозаводск. 1992; Luntinen P. The Imperial Russian Army and Navy in Finland. 1808-1918. Helsinki. 1997; Luntinen P. F.A.Seinn. 1862-1918. A political Bioography of a Tzarist Imperialist as Administratior of Finland. Hels. 1985.