Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 





Закон 14.6.1910 об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении. / В.А. Демин

Закон 14.6.1910 об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении. Один из нормативных актов, лежащих в основе крестьянской реформы П.А. Столыпина.

Его проект был составлен в МВД на основе уже действующего указа 9.11.1906 и был решительно и публично поддержан не только пред. Совета министров и министром вн. дел П.А. Столыпиным, но и имп. Николаем II. Все это значительно облегчило прохождение проекта, прежде всего практически устранило оппозицию реформе со стороны консервативно-монархических сил.

В апреле 1907 проект был внесен во II Гос. думу и передан ею в аграрную комиссию. В мае 1907 фракции левокадетского большинства (конституционно-демократическая, трудовая группа и др.) высказались за отклонение проекта. Такое же решение вынесла I подкомиссия аграрной комиссии, однако комиссия и общее собрание Думы рассмотреть его не успели. Отрицательное отношение Думы к законопроекту стало одной из причин ее роспуска.

В январе 1908 проект закона был внесен в III Думу и передан ею в земельную комиссию. Ее доклад был внесен в апреле 1908. Общее собрание Думы рассмотрело проект в 23 заседаниях с 23.10.1908 по 8.5.1909.

Против проекта решительно выступили левая оппозиция: трудовая группа, конституционно-демократическая фракция, фракция прогрессистов (не единодушно) и социал-демократическая фракция. Они видели в законопроекте нарушение прав общины и утверждали, что реформа противоречит взглядам крестьян и приведет к обострению социальной борьбы в деревне. Кадеты и трудовики выдвинули альтернативные проекты, по которым община имела право оставить землю за собой, выплатив выделяющемуся денежную компенсацию. Эсдеки предлагали разрешить выдел без «излишков» (если после 1861 проводились общие или частные переделы, в противном случае с излишками) с правом общины отказать в выделении на сплошной участок вне переделов, обязанностью провести коллективный выдел в течение 2 лет, правом общины принудительно купить продаваемый участок по установленной законом цене.

Фракция правых, в общем поддерживая реформу (хотя ее отдельные ораторы высказывались в защиту общины), считала необходимым сохранить гос. опеку над крестьянами и выступала за смягчение преобразования, прежде всего против права домохозяина без согласия членов семьи распоряжаться укрепленной в собственность землей. Полностью поддерживали проект фракция союза 17 октября, фракция умеренно правых, национальная фракция правых и польское коло. Поэтому проект в целом был одобрен правоцентристским, наиболее спорные положения – центристским (из указанных фракций) большинством.

Дума по предложению комиссии постановила объявить перешедшими к подворному владению общины, не проводившие переделы со времени наделения землей или в течение последних 24 лет. По воспоминаниям докладчика комиссии С.И. Шидловского, эти поправки были введены в качестве «громоотвода» для консерваторов Гос. совета. Были отклонены поправки о праве соответствующих общин постановить приговор о сохранении общинного владения (прогрессистов), а также о сохранении общины в обществах, проводивших частные переделы. 185 против 177 была отклонена поправка Д.А. Леонова о сохранении общин, не проводивших переделы 24 года.

Было отклонено большое число др. поправок: о признании укрепленных участков наследственным владением с правом продажи лишь при отсутствии потомства (правых), о признании этих участков семейной собственностью (кадетов), о том же при желании домохозяина (прогрессистов), об укреплении участков в случае несогласия общины не распоряжением земского начальника, а по суду (кадетов и прогрессистов), об укреплении не фактического надела, а земли, причитавшейся двору в момент выдела по правилам распределения земли (правых и кадетов) и др.

Дума также признала обязательной замену разрозненных полос сплошным участком не только при переделе или отсутствии неудобств, но и при коллективном выделе (1/5 членов общины или 50 домохозяев). Были одобрены правительственная поправка (внесенная по инициативе кадетов) о запрете скупки большого количества надельных земель, а также постановление о сохранении за общиной права разработки недр на укрепленных участках и различные уточняющие поправки.

Комиссия предложила в случае уменьшения численности двора после последнего передела обязать при укреплении надела в собственность выкупать «излишки» земли по рыночной стоимости (а не выкупной, установленной указом 9.11.1906) в случае проведения переделов в течение последних 24 лет, при их отсутствии укреплять излишки бесплатно. Дума при втором чтении одобрила предложение меньшинства комиссии (некоторых октябристов и умеренно правых) об укреплении излишков бесплатно во всех случаях. При третьем чтении по предложению кадета А.И. Шингарева был восстановлен проект комиссии.

Гос. совет в октябре 1909 передал проект в особую комиссию, одобрившую его основные положения (кроме расчета выкупа излишков и некоторых частных вопросов). По ее докладу законопроект был рассмотрен в 11 заседаниях с 15.3 по 30.4.1910. За сохранение общины в неприкосновенности выступил лишь правый Я.А. Ушаков. Др. правые и левые критиковали утверждения об отрицательном влиянии общинного землевладения на крестьянское хозяйство, возражали против преувеличенных надежд на частную собственность, считали недопустимым перераспределение земли с обезземеливанием многих крестьян, резкое изменение правительственной политики, однако не решались выступить за отклонение проекта как вошедшего в жизнь и поддержанного императором.

Наибольшие споры вызвали предложение Думы признать перешедшими к подворному владению общины, не проводившие переделы, а также статус укрепленных земель. По первому вопросу думское добавление как «насильственно выталкивающее из общинного строя… целые сельские общества, и не только помимо их воли, но даже без их ведома…» резко критиковали и большинство правых, и левые, и часть центристов. Большая часть центра группы и некоторые правые поддерживали думское добавление. В итоге Совет в соответствии с мнением Столыпина 90 голосами против 88 одобрил признание упраздненными общин, не проводивших переделы со времени наделения землей, однако 103 голосами против 75 отклонил аналогичное предложение относительно общин, не проводивших переделы последние 24 года.

По второму спорному вопросу все поправки правых, левых и польского кружка центра (о сохранении постоянной или временной семейной собственности на основе обычая, о запрете продажи укрепленных земель без согласия жены и старшего сына домохозяина, о введении его права укреплять землю в общую собственность с др. членами семьи, о введении преимущественного права общины на покупку укрепленных земель и др.) были отклонены голосами большей части центра и значительной части правых. Совет по предложению комиссии также постановил выплачивать компенсацию за излишки по выкупным ценам, разрешать споры о личности домохозяина сельским сходом или земским начальником (Дума предлагала волостной суд) и внес ряд частных поправок.

Законопроект был передан Гос. советом в согласительную комиссию. Она согласилась с сохранением общин, не проводивших переделы 24 года и решила дополнить проект указанием о сохранении не проводивших переделы общин, наделённых землей после 1.1.1887. Также комиссия предложила разрешать споры о личности домохозяина сельским сходом или земским начальником. Было одобрено постановление Совета об оплате излишков. Было отклонено предложение Совета о распространении закона на б. вольных хлебопашцев, одобрены его решение о расходовании получаемых общиной компенсаций лишь на приобретение земли, а также ряд редакционных поправок, значительно улучшивших проект с технической стороны. Была одобрена поправка Совета об отмене обязательного участия судей в разрешении споров о выделе на сплошные участки.

Доклад комиссии был рассмотрен Думой 2.6.1910. Были одобрены предложения большинства согласительной комиссии (в вопросах спора о домохозяине и участии судей – меньшинства). В частности, постановление об оплате излишков по выкупной цене было одобрено центристским большинством против кадетов, трудовиков и правых (128 голосами против 100 при 4 воздержавшихся). Совет 10.6.1910 без прений одобрил решения Думы. 14.6.1910 проект был утвержден Николаем II.

Закон состоял из 3 отделов. Первый включал 5 глав (О правах крестьян на укрепление и выдел участков общинной земли; О переходе целых обществ к отрубному владению; О праве собственности крестьян на участки надельной земли; О порядке выдачи актов укрепления и отчуждения участков надельной земли, составляющих собственность отдельных крестьян; О пределах действия настоящего закона и о порядке применения его в местностях, где не введены в действие Положения 12 июля 1889 года и не открыты землеустроительные комиссии), делившихся на 60 статей.

Устанавливалось, что в общинах, проводивших переделы, любой домохозяин имел право требовать укрепления в собственность своего надела. В случае, если после последнего передела численность семьи («количество разверсточных единиц») уменьшилась, то излишек укреплялся лишь после уплаты общине «по первоначальной средней выкупной цене» (полученная сумма помещалась в банк и могла быть истрачена лишь на покупку земли, на использование ее по др. назначению требовалось разрешение императора). В остальных случаях надел укреплялся бесплатно.

Общины, не проводившие переделы после наделения землей, произошедшего до 1.1.1887, признавались перешедшими к наследственному (подворному или участковому) владению (без оплаты излишков). Участки, состоящие в постоянном пользовании домохозяев, объявлялись их собственностью.

Споры о домохозяине в случае отсутствия в семье родоначальника разрешались сельским сходом и волостным судом. Участки, находившиеся во владении матери и детей или нескольких лиц, не состоящих в родстве по нисходящей линии, укреплялись в общую собственность совладельцев.

Вышедшие из общины крестьяне и члены их семей лишались прав на оставшуюся во владении общины землю, переделявшуюся на общих основаниях, сохраняя в неизменной доле или на принятых в общине основаниях право пользования угодьями, переделявшимися на особых основаниях (сенокосами, лесами и др.) или находящихся в общем пользовании (усадебной землей, дорогами, водопоем, пастбищем, оброчными статьями и др.).

Регламентировался порядок выдачи документов об укреплении земли в собственность. В общинах, не проводивших переделов, сельские сходы и отдельные домохозяева могли требовать выдачи им актов о праве собственности на землю. Акты составлялись земскими начальниками и утверждались уездными съездами. В передельных общинах желающий выделиться домохозяин подавал сельскому старосте соответствующее заявление. На его основании сельский сход в течение 30 дней должен был простым большинством постановить приговор, в котором указывались участки, укрепляемые в собственность, долю в особых угодьях и при необходимости размер доплаты. Если в указанный срок приговор не постановлялся, то соответствующие вопросы решались постановлением земского начальника, «который разбирает по существу все возникающие при этом споры».

Общественные приговоры и постановления начальника подлежали утверждению у. съезда и могли быть в 30-дневный срок обжалованы через земского начальника. Отмененные съездом приговоры заменялись постановлениями земского начальника на основе решения съезда. При отмене постановления начальника съезд либо возвращал его (постановление) для переделки, либо исправлял собственной властью. Постановления съезда считались окончательными и могли быть отменены лишь II департаментом Сената по представлению губ. присутствия.

Домохозяева, укрепившие землю в собственность, имели право требовать замены разрозненных полосок сплошным участком. Требование было обязательным для общины 1) при общих переделах (если требование о выделе предъявлено до принятия приговора о переделе), 2) по требованию 1/5 домохозяев общины или 50 домохозяев, 3) если выдел признавался у. землеустроительной комиссией (при ее отсутствии – у. съездом) «не связанным с особыми неудобствами».

При признании выдела неудобным община могла выплатить желающему выделиться денежную компенсацию по соглашению или оценке у. землеустроительной комиссии (при ее отсутствии – у. съезда). В последнем случае выделяющийся мог отказаться от компенсации и продолжать владеть разрозненными полосами. Община имела право простым большинством голосов или при необходимости выдела др. домохозяев принудительно заменить укрепленные в собственность полоски сплошным участком.

В общинах, не проводивших переделов, замена разрозненных полос сплошным участком при отсутствии согласия всех сторон допускалась лишь по требованию 1/5 домохозяев общины или 50 домохозяев.

Выделы к одному месту проводились под руководством у. землеустроительных комиссий, разрешавших все возникающие при этом споре. Их решения могли быть обжалованы в 30-дневный срок в губ. землеустроительные комиссии (при их отсутствии – в губ. присутствия). Жалобы на их незаконные постановления подавались в 30-дневный срок и окончательно разрешались II департаментом Сената простым большинством голосов.

Общества с общинным и смешанным землевладением могли 2/3 голосов (включая владельцев укрепленной в собственность земли) постановить о переходе от чересполосного владения к отрубам. В местностях с подворным владением для такого перехода требовалось простое большинство (до принятия з-на требовалось единогласное решение).

Укрепленные в собственность земли (в т.ч. сплошные участки) оставались надельными, т.е. могли быть проданы лишь лицам крестьянского сословия и не могли быть отобраны за долги (кроме долгов Крестьянскому банку, но его займы под залог надельных земель распространения не получили). Сделки по ее отчуждению освобождались от налогов и пошлин. Право добычи (и сдача его в аренду) полезных ископаемых (кроме неогнеупорных глин, песка, торфа, неценного строительного камня) на этих землях оставалось за общиной. Собственники участков имели право на долю соответствующего дохода, равную соотношению участка и всего общинного надела, а также на вознаграждение за порчу поверхности участка и строений, определяемое административным присутствием у. съезда.

Запрещалась сосредоточение у одного крестьянина путем покупки и принятия в дар в одном уезде свыше 6 высших (указных) наделов (по законам 1861) надельной земли. Это правило не распространялось на Олонецкую губ., 3 северных уезда Вологодской губ., а также на случай покупки или принятия в дар целого хозяйства крестьянином, не имевшим предельного количества земли. Ограничение на сосредоточение земель часто обходилось путем записи земли на родственников и т.п.

Действие з-на распространялось «на всех сельских обывателей, владеющих земельным наделом на правах крестьян собственников». В окраинных местностях, не имевших земских начальников и у. съездов, предусмотренные з-ном обязанности возлагались на соответствующих чиновников и учреждения. В Азиатской России переселенцы могли требовать укрепления земли в собственность лишь в течение 2 лет после переселения.

Второй отдел з-на распространял на Польшу правило о переходе сельских обществ от чересполосных к сплошным участкам по решению, принятому простым большинством голосов. Третий отдел, принятый по настоянию думской крестьянской группы, разрешал несовершеннолетним крестьянам, незаконно лишенным надела, в судебном порядке требовать от общины стоимость отобранной земли.

О реализации закона см. Крестьянская реформа [или иная соответствующая статья].

Текст: Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXX. 1910. Отделение I. СПб., 1913. С. 746-753.

Источники: Государственная дума. Второй созыв. Обзор деятельности комиссий и отделов. СПб., 1907. Третий созыв. Сессии I-III. Стенографические отчеты. СПб., 1908-10. Государственный совет. Сессия V. Стенографические отчеты. СПб., 1910. Обзор деятельности Государственной думы третьего созыва. Ч. 2. СПб., 1912. Сидельников С.М. Аграрная реформа Столыпина. М., 1973. Российское село на пути к «цивилизации». Документы и материалы. М., 1997.

Лит.: Герье В.И. Второе раскрепощение. Общие прения в 3-ей Государственной думе по указу 9 ноября 1906 г. М., 1910. Аврех А.Я. Аграрный вопрос в III Думе // Исторические записки. Т. 62. 1958. Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа. М., 1963. Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. М., 1998. Бородин А.П. Государственный совет России (1906-1917). Киров, 1999.

В.А. Демин


Возврат к списку