Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 





Департамент полиции. / З.И. Перегудова

Департамент полиции Департамент государственной полиции (06.08.1880 – 18.02.1883); Департамент полиции (18.02.1883-10.03.1917). Департамент образован именным Указом от 6 августа 1880 с передачей дел упраздненного Третьего отделения с.е.и.в. и Именным Указом от 15 ноября 1880 к Департаменту государственной полиции был присоединен Департамент полиции исполнительной. Очередным указом от 18 февраля 1883 г., когда к Департаменту полиции был присоединен Судебный отдел МВД упрощается название – Департамент полиции. ДП является исполнительным органом МВД, которому принадлежала высшая распорядительная власть по делам Департамента. ДП первоначально подчинялся министру внутренних дел. Однако, обремененный целым рядом обязанностей, министр не всегда мог уделять должное внимание новому учреждению. В связи с этим Указом от 25 июня 1882 г. вводилась новая должность товарища Министра внутренних дел, заведующего полицией. Этим же указом распределялись права и обязанности по руководству Департаментом и Отдельным корпусом жандармов, между министром внутренних дели и товарищем министра. 16 июля 1882 г. была высочайше утверждена «Инструкция товарищу Министра внутренних дел, заведующему полицией». На основании этой Инструкции ему были подчинены Департамент полиции, обер-полицмейстеры, губернаторы, градоначальники, ему же поручалось руководство их деятельностью по «предупреждению и пресечению преступлений». Одновременно он являлся командиром корпуса жандармов. По вводившейся Инструкции тов. министра были подчинены как жандармские чины, так и чины общей полиции. В дальнейшем вопрос руководства Департаментом полиции и Корпусом жандармов ставился и решался в зависимости от личности министра внутренних дел и товарища министра многое зависело от их взаимоотношений и понимания ими задач политического розыска. Недаром бывший тов. министра внутренних дел П.Г. Курлов по этому поводу писал: «На практике этот вопрос вызывал много недоразумений и обе эти должности (тов. мин. вн. дел, завед. полицией и шефа жандармов – З.П.), смотря по взгляду министра и по личности кандидата на этот пост, то соединялись вместе, то разъединялись». В период же службы министром внутренних дел П.А. Столыпина и тов. министра Курлова, действия их были согласно данной Инструкции. Во главе Департамента полиции стоял директор. По первоначальному штатному расписанию в ДП были вице-директор (1), чиновники особых поручений (3), секретарь (1), журналист (1), делопроизводители (3), старшие помощники делопроизводителей (10), младшие помощники делопроизводителей (9), казначей (1), помощник казначея (1), начальник архива (1), помощники начальника архива (2), чиновники для письма (18). В дальнейшем с появлением новых структур и расширением функций ДП, число вице-директоров доходило в разные время до 5. Штатное расписание периодически менялось и часто увеличивалось за счет нештатных чиновников и сотрудников «для письма».

(с 18.02.1883 – товарищу министра внутренних, ведающему полицией).

ДП являлось высшим органом государственной полиции Российской империи, стоял во главе политического розыска. Осуществлял разработку мер по охране общественного и государственного строя самодержавной России; руководство, координацию и контроль за деятельностью полицейских, жандармских, охранных и сыскных органов, осуществляющих меры по борьбе с общественным и революционным движением в стране, охрану общественного порядка; разработку различного рода законопроектов и информаций Министерства внутренних дел; наблюдение за производством дознаний по политическим делам.

Функции ДП распределялись по делопроизводствам, которых было три в начальный период деятельности. За 35 лет его существования число делопроизводств выросло до 10 (1-9 д-во и Особый отдел). В составе ДП входили Казначейская часть, архив, хозяйственная комиссия, хозяйственный комитет, библиотека, часть секретариата, экзекуторская часть. Структура Департамента постоянно совершенствовалась, менялись функции некоторых делопроизводств, часто функции одного передавались другому делопроизводству, порой эти структуры делились и объединялись.

Побудительным мотивом к созданию новых структур были те изменения, которые проходили в обществе, рост революционного движения, создание партий, рост террористического движения и т.д. Не менее важную роль играло стремление сделать работу Департамента более четкой, исключить дублирование, избавиться от лишних звеньев. Реорганизации и расширение функций призваны были сделать ДП органом, адекватно реагирующим на изменения в политической ситуации, рост общественного и революционного движения.

В состав Департамента полиции в разные годы входили следующие делопроизводства:

1-е - распорядительное (дек. 1880-10 марта 1917) ведало адм.-полиц. вопросами: личным составом ДП, учетом чинов полиции;

2-е – законодательное (дек. 1880 – 10 марта 1917) осуществляло организацию работы полицейских учреждений и контроль за их деятельностью; ведало охраной гос. границы; разрабатывало инструкции, циркуляры и правила; наблюдало за исполнением законов и уставов, относившихся к деятельности полицейских учреждений.

3-е – секретное (дек. 1880 – 10 марта 1917) с момента организации и до 1898 г. ведало внутр. и загран. агентурой; наблюдением и следственными мероприятиями в отношении полит. партий; охраной императора и высших сановников; расходованием средств, отпущенных на полиц. розыск (с 1889 осуществляло негласный полит. надзор); с 1898 г. до 1906 г. 3-е делопроизводство ведало личным составом ДП, губернских жандармских управлений, охранных отделений; с 1900 в его ведении находилось разрешение публичных лекций и чтений, с 1906 – утверждение уставов общественных организаций и союзов.

Особый отдел (9 янв. 1898 – 10 марта 1917) стал самой важной структурной частью. К нему перешла часть функций 3-го делопроизводства, а именно: руководство внутренней и заграничной агентурой; наружным наблюдением за лицами, занимающимися противоправительственной деятельностью. Структура ОО все время совершенствовалась. Были периоды, когда он именовался 9-м делопроизводством (1914), 6-м делопроизводством (1915).

4-е делопроизводство (14 марта 1883 – 6 сент. 1902) наблюдало за производящимися при жандармских управлениях формальными дознаниями. Функции эти перешли к созданной в 1902 г. новой структуре – 7-му делопроизводству. После революции 1905-1907 гг. 4-е делопроизводство (1907 – 10 марта 1917) возрождается, но с новыми функциями – наблюдением за обществами и оппозиционным движением.

5-е – исполнительное (18 февр. 1883 – 10 марта 1917) было создано на базе 2-го делопроизводства Судебного отдела Мин-ва внутр. дел, занималось составлением докладов для Особого совещания под пред. товарища министра внутр. дел по вопросам административной высылки политически неблагонадежных лиц.

6-е (1894 – 10 марта 1917) – осуществляло наблюдение за разработкой фабрично-заводского законодательства; контролировало изготовление, хранение, перевозку взрывчатых веществ, соблюдение постановлений, определявших положение еврейского населения. В 1900, 1901, 1912, 1914, 1916 гг. функции делопроизводства менялись.

7-е делопроизводство (6 сент. 1902 – 10 марта 1917) создано на базе 4-го, существовавшего с 1883 по 1902, следило за дознаниями, производимыми жандармскими управлениями. В янв. 1914 г. на него были еще возложены функции юрисконсультской части: разработка законопроектов по устройству и деятельности штатов полиции, переписка по законопроектам.

8-е (март 1908 – 10 марта 1917) – осуществляло наблюдение за деятельностью сыскных отделений; с 3 янв. 1915 занималось организацией сыскных отделений.

9-е делопроизводство было создано в 1914, когда это название получил Особый отдел, оно унаследовало его функции. В этом же году оно стало заниматься борьбой с «немецким засильем». При очередной реорганизации 27 марта 1915 г., когда Особый отдел стал называться 6-м делопроизводством, 9-е делопроизводство сохранилось как структура, связанная с военным временем – вопросами шпионажа и контрразведки.

За период существования во главе его стояло 19 директоров: Велио И.О. (17.08.1880 – 12.04.1881), Плеве В.К. (15.04.1881 – 20.07.1884), Дурново П.К. (21.07.1884 – 03.02.1893), Петров Н.И. (10.07.1893 – 22.07.1895), Сабуров Н.Н. (22.07.1895 – 17.04.1896), Добржинский А.Ф. (23.05.1896 – 07.08.1897), Зволянский С.Э. (14.08.1897 – 09.05.1902), Лопухин А.А. (09.05.1902 – 04.03.1905), Коваленский С.Г. (06.03.1905 – 29.06.1905), Гарин Н.П. (19.07.1905 – начало ноября 1905), Вуич Э.И. (09.11.1905 – 13.06.1906), Трусевич М.И. (13.06.1906 – 29.03.1909), Зуев Н.П. (29.03.1909 – 21.02.1912), Белецкий С.П. (21.02.1912 – 28.01.1914), Брюн-де Сент-Ипполит В.А. (03.02.1914 – 04.09.1915), Моллов Русчу (Гавриил) Георгиевич (06.09.1915 – 23.11.1915), Кафафов К.Д. (23.11.1915 – 14.02.1916), Климович Е.К. (14.02.1916 – 15.09.1916), Васильев А.Т. (28.09.1916 – 28.02.1917).

Наиболее сильными и интересными директора Департамента были Плеве, Дурново, Зволянский, Лопухин, Трусевич, Белецкий, Климович, при которых происходили определенные изменения и усовершенствования в системе Департамента. Особенно большие изменения происходят в ДП в годы революции и особенно с приходом в Департамент директором М.И. Трусевича (13 июня 1906 г.), приглашенного на эту должность П.А. Столыпиным. С момента его назначения деятельность ДП активизировалась. Периодически издаются циркуляры на случай вооруженного восстания, о совместных, согласованных с властью действий по пресечению и подавлению такого рода действий «с полным самообладанием и твердостью». Период с декабря 1906 по февраль 1907 г. оказался поворотным и самым насыщенным как в деле проведения внутренних реорганизаций в системе Департамента полиции, так и политического сыска в целом. По согласованию со Столыпиным создаются, по инициативе ДП, новые учреждения политического сыска – районные охранные отделения, усиливается сеть охранных отделений. Положения об этих учреждениях утверждаются Столыпиным 14 декабря 1906 и 9 февраля 1907 г. В Особом отделе происходит реорганизация, при которой из Особого отдела выделяется одна из его частей, которая связана с общественным движением в самостоятельную структуру – 4 делопроизводство. В этот же период под руководством Трусевича и при его участии создаются Инструкции по работе с секретной агентурой и по наружному наблюдению. Для оперативного сбора информации с 1 января 1907 г. внутри Департамента организуется вспомогательный «Регистрационный отдел» с Центральным справочным аппаратом, создается единая алфавитная и предметно-тематическая картотека для всего Департамента. В ЦСА переданы все картотеки, которые ранее велись по отдельным делопроизводствам и отдельными чиновниками. При Трусевиче, по его ходатайству перед министром внутренних дел в марте 1908 г. в Департаменте полиции были созданы еще две структуры: Инспекторский отдел и Уголовно-сыскная часть. Инспекторский отдел просуществовал до 1912 г. и был ликвидирован в связи с его неэффективностью. Создание Уголовно-сыскной части было связано с ростом числа уголовных преступлений после революции 1905-1907 гг. Занимаясь вопросами политического розыска центральные и местные власти сталкивались с необходимостью централизовать и реорганизовать общеуголовный сыск. Директор Департамента неоднократно беседовал со Столыпиным по этому вопросу, отмечая, что в Росси не было «должного порядка» в борьбе с уголовной преступностью. В декабре 1907 была издана для внутренних нужд записка за подписью Столыпина, скрепленная Трусевичем «Об организации сыскной части». В ней указывалось, что только в столицах и нескольких наиболее крупных центрах России учреждены сыскные отделения «специально… оборудованные для раскрытия преступлений», «вся остальная Россия с целым рядом крупных и весьма бойких пунктов и со всеми мелкими городами и внегородскими поселениями совершенно лишена всякой обеспеченности в деле борьбы с уголовно-наказуемыми выступлениями», что именно по этим преступлениям имеется наиболее высокий процент нераскрытых преступлений. Поэтому правительство считает необходимым приступить к упорядочению вопроса об уголовных преступлениях… предполагалось расширить сеть сыскных Отделений. Руководить деятельностью создаваемых учреждений была призвана новая структура ДП – 8 делопроизводство. Местными органами, посредством которых ДП осуществлял свою охранительно розыскную работу, были губернские жандармские управления и областные жандармские управления (ГЖУ, ОЖУ), жандармские полицейские управления железных дорог (ЖПУ ж.д.), розыскные пункты, охранные отделения, районные охранные отделения. Эти учреждения в своей оперативно-розыскной и наблюдательной деятельности подчинялись Департаменту, а по строевой, хозяйственной, инспекторской – Отдельному корпусу жандармов.

ДП упразднен постановлением Временного правительства 10 марта 1917.

Лит. ПСЗ II. Т. 55. № 61279, 61550. 61554; ПСЗ III. Т. 2. № 1022; Т. 3. № 1392; Т. 16 . № 12984; Т. 20. № 18440; Т. 22. № 21999; СУ. 1917. № 49. Ст. 454; ГА РФ. Ф. 102. Оп. 316. 1910. Д. 331; Лопухин А.А. Из итогов служебного опыта. Настоящее и будущее русской полиции. М. 1907; Шуйский П.А. Департамент полиции. 1880 г. - начало ХХ в. Харьков. 1930. (на укр. яз.); Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1883; Мулукаев Р.С. История полиции дореволюционной России; Шинджикашвили Д.И. Сыскная полиция в царской России в эпоху империализма. Омск. 1973; Ярмыш А.Н., Федоров К.Г. История полиции дореволюционной России. Ростов на Дону. 1976; Лурье Ф.М. Полицейские и провокаторы. СПб. 1992; Рууд Ч., Степанов С. Фонтанка, 16. Политический сыск при царях. М. 1993; Лурье Ф.М., Перегудова З.И. Царская охранка и провокация. // Из глубины времен. Вып. I. СПб. 1992; Daly Y. Autcracy ander Siege, Security Police and Opposition in Russia. 1886-1905. Dekalb, Jllinois. 1998. Касаров Г.Г., Перегудова З.И., Энтин М.Э. и др. Политические партии и политическая полиция. Москва, Минск, Гомель. 1996; Тютюнник Л.И. Департамент полиции в борьбе с революционным движением в России на рубеже XIV-XX веков (1880-1904 гг.). М. 1896. авт. на соискание степени канд. ист. наук; Лурье Ф.М. Полицейские и провокаторы. Полит. сыск в России 1649-1917. СПб., 1992; Перегудова З.И. Мат-лы Деп-та полиции как источник по истории социал-демократического движения // Вопросы истории КПСС. 1988. № 9; Она же. Несостоявшаяся реформа полиции: (по мат-лам комиссии сенатора А.А. Макарова). М., 1992; Она же. Политический сыск России 1880-1917. М., 2000; Шуйский П.А. Департамент полиции 1880 - нач. ХХ в. Харьков, 1930; Ярмыш А.Ф., Федоров К.Г. История полиции дореволюционной России. Ростов на Дону. 1976. Дневники и мемуары: Джунковский В.Ф. Воспоминания. Т. 1-2. М., 1997; "Охранка". Воспоминания руководителей политического сыска. М., т. 1, 2. 2004; Кафафов К.Д. Воспоминания о внутренних делах Российской империи. // Вопросы истории. 2005, № 2, 3, 5; Глобачев К.И. Правда о русской революции. Воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения. М., 2009. Статьи в справочной литературе: Отечественная история. Энциклопедия. 1994.
Архивы и архивные фонды: 102 (Департамент полиции). Ф. 110; Ф. 271; 1467.

З.И. Перегудова

Возврат к списку