Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 





Борьба с террором, / О.А. Исхакова

Борьба с террором – составная часть внутриполитического курса П.А.Столыпина. Предполагала, с одной стороны, проведение жестких, непопулярных в обществе мер по борьбе с террористическими актами и революционными выступлениями, с другой, - реорганизацию репрессивного аппарата и силовых структур с целью укрепления государственности и достижения внутриполитической стабильности, создания необходимых условий для реформирования и модернизации государственно-политической системы.

Борьбу с революцией Столыпин рассматривал в качестве важнейшей задачи правительства и собственного гражданского долга. После назначения премьер-министром 8 июля 1906 он сохранил за собой пост министра внутренних дел, что способствовало усилению его влияния в правительстве, но одновременно повысило его личную ответственность за принятие политических решений. Выступая в 1-й Государственной думе 8 июня 1906, он заявил, что важнейшей обязанностью правительства является «ограждать спокойствие и законность, свободу не только труда, но и свободу жизни, и все меры, принимаемые в этом направлении, знаменует не реакцию, а порядок, необходимый для развития самых широких реформ».

По «Положению Совета министров от 19.8.1906 о военно-полевых судах» создавались чрезвычайные военно-судебные органы для ускорения судопроизводства по делам о военных и гражданских лицах, обвиняемых в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских и должностных лиц и в других тяжких преступлениях, в тех случаях, когда за очевидностью преступления нет необходимости в дополнительном расследовании. Законопроект о военно-полевых судах был разработан по указанию императора Николая II главным военным прокурором В.П.Павловым, при участии И.Г.Щегловитова. Непосредственным поводом для принятия законопроекта в порядке междумского законодательства в соответствии с 87 ст. Основных законов послужило покушение на Председателя Совета министров П.А.Столыпина 12.8.1906, в котором пострадали его дочь и сын, а также погибли 27 и были ранены 32 человека. Военно-полевые суды вводились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. За 1906-07 были введены в 82 губерниях из 87, переведенных на военное положение или положение чрезвычайной охраны. Сам Столыпин рассматривал введение военно-полевых судов как исключительную меру, не допустимую в качестве постоянного фактора в борьбе с революцией. Выступая в Думе 13.3.1907 по вопросу о муждумском законодательстве, осуществленном в порядке 87 ст. Основных законов (включая и указ о введении военно-полевых судов), он назвал военно-полевые суды жестокой мерой «необходимой обороны», и заявил, что государство обязано, находясь в опасности, принимать исключительные законы, «чтобы оградить себя от распада». Правительство не вносило закон о военно-полевых судах на рассмотрение 2-й Государственной Думы, и он автоматически потерял силу 20.4.1907. Рассмотрение дел о тягчайших преступлениях передавалось в военно-окружные суды, в которых соблюдались процессуальные нормы производства. Военно-окружные суды с 1907 по1909 вынесли 4232 смертных приговора, из которых были приведены в исполнение 1824. После 1909 число казненных по приговорам военно-окружных сократилось в 1910 до 129, в 1911 до 58 человек. Кроме чрезвычайных мер подавления революции использовался и репрессивный аппарат гражданского судопроизводства. В 1906-1912 по делам о государственных преступлениях в гражданских судах прошло 35 тыс. человек, из них 10 тыс. были оправданы. В вынесенных приговорах фигурировали обвинения в принадлежности к противозаконным обществам, революционной пропаганде и хранении нелегальной литературы, участии в политических демонстрациях, оскорблении его императорского величества. В особые категории выделялись «преступления против порядка управления» (в 1911 по ним было осуждено 8117 чел.), преступления и проступки печати (в 1911 по ним осуждено 233 чел.). Из политических осужденных в 1905-1912 гг. 7,5 тыс. были приговорены к каторжным работам. В 1906-1908 в качестве меры наказания широко применялась административная ссылка. В 1908 в административную ссылку было отправлено 10 060 чел., и в 1909 – 1991 чел.

Для Столыпина принципиальное значение приобрел вопрос об осуждении революционного террора, который был поднят во 2-й Государственной думе правыми фракциями в ответ на внесение кадетами законопроекта об отмене военно-полевых судов. Выступая в Думе Столыпин, обращаясь к депутатам, заявил: «Мы хотим верить, что от вас, господа, мы услышим слово умиротворения, что вы прекратите кровавое безумие. Мы верим, что вы скажите то слово, которое заставит всех нас стать не на разрушение исторического здания России, а на пересоздание, переустройство его и украшение». В руках Думы, подчеркнул он, «успокоение России, которая, конечно, сумеет отличить кровь на руках палачей от крови на руках добросовестных врачей, применяющих самые чрезвычайные, может быть меры с одним только упованием, с одной надеждой, с одной верой – исцелить трудно больного». Однако левое большинство 2-й Думы отказалось осудить политические убийства, кадетам удалось снять с повестки дня обсуждение данного вопроса и провести простую формулу перехода к очередным делам.

Образование в стране политических партий и распространение экстремистских течений вызвало проблему вовлечения государственных служащих в активную политическую деятельность. Столыпин считал недопустимым участие государственных служащих в политических организациях и союзах. 4 августа 1906 Совет министров рассмотрел вопрос «Об ограничении должностных лиц и служащих в государственных учреждениях по вольному найму в праве участвовать в политических партиях и союзах и о преграждении таковым лицам противоправительственной агитации». На совещании было принято решение, одобренное императором Николаем II 24 августа 1906, о том, что «участие служащих в политических союзах и обществах допустимо лишь постольку, поскольку сие совместимо с требованиями служебного долга и служебной дисциплины, и что участие сих лиц в противоправительственной агитации не может быть терпимо ни при каких условиях».

С учетом опыта борьбы с антиправительственными выступлениями накануне и в ходе первой русской революции Столыпин предложил ряд законопроектов по повышению эффективности работы репрессивного аппарата и силовых структур. Под его руководством особая межведомственная комиссия под председательством товарища министра внутренних дел А.А.Макарова разработала новый «Проект исключительного положения» вместо устаревших положений 1881-82 гг. Исключительное положение вводилось «в местностях, входящих в район военных действий или имеющих для военных интересов особо важное значение, или же охваченных внутренними волнениями», то есть в случаях чрезвычайных обстоятельств, которые угрожали государственной безопасности. Проект предусматривал в местностях, объявленных на исключительном положении, приостановление законов о неприкосновенности личности, жилища, свободы передвижения, собраний, союзов и слова, что влекло за собой исключительные права «главноначальствующего» на приостановление выпуска периодических изданий и введение предварительной цензуры; запрещение деятельности союзов, обществ и партий; временное закрытие учебных, торговых и промышленных заведений; издание постановлений предупредительного характера о стачках и забастовках, запрещении демонстраций, собраний, процессий, народных гуляний и ярмарок, введении комендантского часа и пр. Лица, совершившие особо тяжкие преступления, в том числе террористические акты в отношении лиц или имущества граждан, предавались военному или военно-морскому суду с применением к ним порядка производства дел, установленного для военного времени, при этом в отношении лиц, «признанных опасными для общественного порядка», по распоряжению «главноначальствующего» и без судебного постановления могла применяться административная высылка. Таким образом, проект содержал меры как предупредительного, так и репрессивного характера. Учитывая исключительные права и широкие прерогативы «главноначальствующего», в проекте оговаривался порядок обжалования его распоряжений, но только в случае объявления местности на исключительном положении по поводу внутренних волнений. Жалобы на неправомерные действия «главноначальствующего» подавались в течение двухнедельного срока министру внутренних дел, военному министру или наместнику на Кавказе, которые решали вопрос о дальнейшей передаче жалобы в Совет министров.

В конце 1906 при Министерстве внутренних дел была образована комиссия по преобразованию полиции под председательством Макарова, которая подготовила проект реформы полиции, переданной 15 апр. 1911 в Совет министров. В реформу вошли проект об Учреждении полиции, предусматривавший постановления об организации полиции, ее видах, положении ее чинов среди других органов управления, о расходах на полицию; и проект Устава полицейского, заменявший собой правила устаревшего Устава о предупреждении и пресечении преступлений. В Уставе полицейском определялись права и обязанности чинов полиции: «Полиция наблюдает, в пределах возложенных на нее обязанностей и на основаниях, в сем Уставе указанных, за использованием законов и обязательных постановлений и принимает меры к предотвращению, обнаружению, устранению и преследованию всякого рода действий, воспрещенных законами уголовными или направленных против государственного или общественного порядка и спокойствия, а равно личной и имущественной безопасности». Особо подчеркивалось необходимость действия полиции строго в рамках действующего законодательства, закона о неприкосновенности личности и правилах судопроизводства. Устав определял порядок служебной деятельности полиции в различных областях, в том числе в области охраны религиозного порядка и благочиния, общественного порядка и личной безопасности граждан; общественной нравственности, торговли и промыслов, имущественных интересов и пр.

«Проект исключительного положения» и «Устав полицейский», так и не были приняты, не смотря на их обсуждение в Государственной думе 2-4 созывов.

Обострение криминальной обстановки в стране в период революции 1905-07 гг. продемонстрировало необходимость принятия закона объединяющего, регулировавшего и регламентировавшего деятельность сыскных отделений. В связи с децентрализацией органов сыска и подчинения их местной администрации их эффективность была низкой. 29 дек. 1907 Столыпин представил председателю Государственной думы законопроект об организации сыскной части. По утвержденному 6 июля 1908 закону сыскные отделения создавались при полицейских управлениях в городах и уездах для производства розыска по делам общеуголовного характера, устанавливалось их штатное расписание и материальное вознаграждение служащих. На чиновников сыскных отделений возлагались все права и обязанности полиции в соответствии с судебными уставами 1864, в связи с чем они, кроме оперативно-розыскных действий, проводили дознания по отдельным преступлениям и выполняли поручения прокуроров и судебных следователей.

Одновременно с реорганизацией силовых структур проводилась реформа судебных органов. В этом плане большое значение имела реформа Верховного уголовного суда, в котором рассматривались дела об особо важных государственных преступлениях и о должностных преступлениях высших чиновников Российской империи. 22 апреля 1906 Верховный уголовный суд был преобразован в постоянное учреждение для рассмотрения дел о преступлениях по службе высших должностных лиц гражданского ведомства, а дела о государственных преступлениях были изъяты из его ведомства. Данная реформа вызвала необходимость издания нового закона о порядке ответственности высшего командного состава, что нашло воплощение в Положении о Верховном военно-уголовном суде (Высочайше утвержден 1 мая 1906). Тем самым была повышена ответственность лиц, занимавших высшие государственные посты, в том числе чиновников, связанных родственными и личными узами с императорской фамилией.

Были подготовлены проекты об изменении порядка производства дел о взыскании вознаграждения за вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц, который касался чиновников всех классов, а также представителей крестьянского и общественного управления. К сожалению, обсуждение законопроектов в Государственной думе и Государственном совете затянулось до 1917. Проекты, объединенные в закон об уголовной и гражданской ответственности служащих, были приняты 11 апреля 1917, но практического применения уже не имели.

Таким образом, большинство из предложенных Столыпиным и его кабинетом проектов по реформированию силовых структур не стали законами. Основную роль в подавлении революции и борьбе с террористическими выступлениями сыграли репрессивные меры, проводимые силами устаревшего государственного аппарата. За несколько лет удалось подавить основные очаги революции, ликвидировать активно действовавшие террористические и экспроприаторские группы, фактически парализовать нелегальную деятельность левых социалистических партий в стране. Достигнутая внутренняя политическая стабильность позволила правительству Столыпина перейти к реализации позитивной программы реформ.

Ист.: Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911., М., 1991; П.А.Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. Т.2. М., 2003.

Лит.: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР, М., 2000; Пожигайло П.А., Шелохаев В.В., Петр Аркадьевич Столыпин: Интеллект и воля, М., 2005.

О.А. Исхакова.


Возврат к списку