Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 





Академическая политика. / А.Е. Иванов

     Академическая политика П.А. Столыпина 1907-1911. За исключением высших военных и «закрытых» привилегированных школ, ею охватывалось 52 вуз. По состоянию на 1911 в них обучалось более 100 тыс. студентов, работало около 4 тыс. профессоров и «младших» преподавателей. Премьер-министр Столыпин нацеливал свое правительство, во-первых, на подавление антисамодержавной настроенности демократического студенчества и нейтрализацию оппозиционности либеральной профессуры. Во-вторых, на консервативную перенастройку либерального академического курса, заданного министром народного просвещения в кабинете С.Ю. Витте – И.И. Толстым (31 окт. 1905 – 24 апр. 1906) и продолжаемого, по мере возможности, его преемником П.М. Кауфманом (24 апр. 1906 – 1 дек. 1908) , не являвшимся назначенцем Столыпина. В-третьих, возвращение Министерству народного просвещения, помимо его прямых образовательных функций, утраченной в период Первой русской революции роли охранительного органа государственной власти (наряду с силовыми ведомствами) координировавшего организационно-дисциплинарную деятельность 11 министерств по руководству подведомственными вуз. Вопреки этой триединой установке, П.М. Кауфман, при одобрении межведомственного совещания от августа 1906 начальников вуз, попытался в срочном порядке ввести в законодательное русло осуществляемые с осени 1905 явочно такие проекты реформаторской программы И.И. Толстого, как прием женщин равноправно с мужчинами в университеты и специальные институты всех ведомств и отмена процентных норм для «лиц иудейского исповедания», а также упразднение из круга учреждений управления высшей школой академической полиции – инспекции по делам студентов.

     Совет министров в заседании 17 авг. 1906 одобрил законопроект об инспекции как не оправдавшей охранительных ожиданий, но признал «незаконным» обучение женщин-«вольнослушательниц» в университетах и институтах и прием в таковые евреев сверх установленных процентных норм. Однако Кауфман сохранил институт «вольнослушательниц» и не спешил с « еврейским вопросом». На заседании Совета министров 18 дек. 1907 , состоявшегося по запросу архиепископа Макария о сокращении приема евреев в Томский технологический институт, он убедил своих коллег отложить этот вопрос до разработки «общих правил» приема студентов в вуз. Его возражения против восстановления действия процентных норм из-за опасения студенческих беспорядков и негодования либеральной профессуры вызывали «неудовольствие» Николая II, раздражение в правительстве и острое негодование в консервативных кругах.

    Продолжил Кауфман политику И.И. Толстого по либерализации правоспособности выпускников реальных училищ и духовных семинарий в поступлении в университеты ( наряду с питомцами классических гимназий ) посредством ведомственного нормирования (циркуляр 30 июня 1906 ) в привидении непроходимости таких законопроектов через Совет министров. Стремился он бесконфликтно взаимодействовать с выборной администрацией университетов и специальных институтов на основе норм академической автономии, декларированных «Временными правилами об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения» 27 авг. 1905 (с 17 сентября стали межведомственными). Провоцирующим обострение таких отношений могло стать « циркулярное письмо» от 14 сентября 1906 Столыпина о несовместимости государственной службы с членством в «противоправительственных партиях и союзах». Учебной администрации предписывалось отобрать у профессоров и преподавателей подписку о непричастности к таким организациям, «уволив» отказавшихся. Но либеральное большинство преподавательского корпуса, в основном кадетское, по рекомендации своего ЦК демонстративно подчинилось приказу, подчеркнув этим, что не считает себя состоящим в антигосударственной партии. Зная о таком обманном ходе, Кауфман не применил полицейских мер, чреватых конфликтом с профессурой. Продолжил он и политику И.И.Толстого по расширению сети высших учебных заведений: государственных – проект основания университета в Саратове; негосударственных: открытие Психоневрологического института, Курсов востоковедения бар. Гинцбурга, Академии педагогических наук, Высших коммерческих курсов, учрежденных М.В. Побединским, в Петербурге, Московского археологического института, Киевского женского Фребелевского института, медицинского факультета Киевских высших женских курсов, Харьковских высших женских, Томских высших историко-филологических, Высших коммерческих в Одессе курсов. В Государственную думу был внесен законопроект об открытии Народного университета им. А.Л. Шанявского в Москве.

     Столкновение академического курса правительства Столыпина с угасающей либеральной тенденцией, заложенной И.И.Толстым, симптоматично проявилось в разработке «Положения» Совета министров «О студенческих организациях и об устройстве собраний в стенах высших учебных заведений» 11 июня 1907. Этот статут стал первым «органическим законом» по управлению высшей школой политического режима, установленного в Российской империи 3 июня 1907. Являлся в известной степени ведомственным прибавлением к «Временным правилам об обществах и союзах» 4 марта 1906, относившим студенческие организации к юрисдикции администрации учебных заведений. По полицейской охранительности «Положение» 11 июня 1907 превышало ограничительные нормы бездействовавших с 1905 , но не отмененных, «Временных правил организации студенческих учреждений ведомства Министерства народного просвещения» 22 дек. 1901 (межведомственного действия), разработанных в министерство П.С. Ванновского. Если последние допускали студенческие старосты из выборных курсовых и факультетских старост, то «Положением» 11 июня 1907 запрещались любые представительные органы студентов, а также подача коллективных их обращений со своими нуждами к администрации. В отличии от «Временных правил» 22 дек. 1901 , новый статут предоставлял государственной полиции право инспектирования по служебной надобности любого разрешенного администрацией собрания учащихся (развлекательного и научного ) с целью преграждения доступа в вуз «лицам с революционным прошлым». Этот пункт «Положения» 11 июня 1907 нарушал фундаментальный принцип академической автономии о невмешательстве полиции во внутренние дела высшей школы, декларированный «Временными правилами» 27 августа 1905 . «Положение» 11 июня 1907 стало плодом двукратного обсуждения Советом министров (19 апр. и 29 мая) и «высочайшего» редактирования проекта новых правил о студенческих организациях, разработанного в Министерстве народного просвещения и согласованного с межведомственным совещанием от апр. 1907 начальников вуз. Идеология проекта базировалась на праве профессуры мирного сотрудничества с представительными студенческими институциями по академическим и материально-бытовым вопросам. Без охранительного редактирования Советом министров в новый статут из проекта Кауфмана вошел только пункт о предоставлении совету профессоров права утверждения уставов студенческих ассоциаций, минуя канцелярию попечителей учебных округов. Это привело к быстрому возрастанию числа научных студенческих объединений. «Положение» 11 июня 1907 фактически обозначало поворот в академическом курсе кабинета министров. Без внимания остался внесенный в правительство П.М. Кауфманом компромиссный проект нового устава университетов, статьями которого совмещались бы принципы академической автономии профессорско-преподавательсккого корпуса с жестким государственным контролем. 1 янв. 1908 состоялась отставка П.М. Кауфмана.

      Новые министры народного просвещения - А.Н. Шварц (1 янв. 1908 – 25 сент. 1910) и Л.А. Кассо (25 сент. 1910 – 26 ноября 1914) – проводили принципиально иной курс. Оба были креатурами премьера П.А. Столыпина. Вскоре после своего назначения Шварц приступил к очистке учебных заведений от «совершенно незаконно» попавших в них лиц. Он сразу же вернулся к отложенному усилиями П.М. Кауфмана делу о беспроцентном приеме евреев в Томский технологический институт, по постановлению совета профессоров от 18 дек. 1908 , и отменил его своей властью. 19 февр. 1908 правительство согласилось с его предложением восстановить отмененные явочно администрациями вуз процентные нормы приема «лиц иудейского исповедания» в государственные университеты и институты, но не посредством, как прежде, подзаконных ведомственных актов, а законодательно. 19 авг. 1908 Совет министров определил своей компетенцией установление единых норм приема евреев в вуз различных ведомств и сразу же утвердил таковые на 1908/1909 учебный год: 3% - для учебных заведений, находившихся в столицах; 5% - в городах вне «черты еврейской оседлости»; 10 % - в границах последней. 16 сент. 1909 это законопредложение было утверждено Николаем 11 и кодифицировано. Циркуляром Шварца 16 мая 1908 «Об условиях приема в студенты и вольнослушатели университетов и институтов» был воспрещен прием в них «лиц женского пола».

     Протесты в академическом сообществе и общественных кругах против этого дискриминационного акта заставили правительство уступить: 4 сент. 1908 профессорам было предложено в «свободное от занятий время и отдельно от студентов» дочитать «бывшим вольнослушательницам» начатые учебные курсы в свободных от штатных занятий аудиториях. Министру народного просвещения было указано: впредь «ни под каким видом не допускать женщин в университеты». Разгоревшаяся кампания в защиту изгоняемых заставила власть уступить вновь: «высочайшим повелением» 30 окт. 1908 принятым в государственные вуз женщинам-вольнослушательницам разрешалось завершить полный курс обучения «на одинаковых с посторонними слушателями (мужчинами – А.И.) условиях», после чего вернуть высшую школу к «законному порядку приема посторонних слушателей». Циркуляром 16 мая 1908 министр отменил установленный министром народного просвещения в кабинете С.Ю. Витте И.И. Толстым порядок безэкзаменационного приема в университеты выпускников духовных семинарий с аттестатом об окончании полного шестилетнего курса. На том основании, что учебная программа завершающих 5 и 6 семинарских классов полностью богословская. Теперь вместе с семинаристами, окончившими 4-летний общеобразовательный курс, они должны были пройти при гимназиях через определенный экзаменационный цикл для получения аттестата, равного гимназическому. Это привело к резкому оттоку от университетского образования выпускников духовных семинарий. При поддержке «правых» депутатов Государственной думы Шварцу удалось «провалить» законопроект от 26 июня 1908 «О правилах приема в вуз», который бы узаконил, как планировал И.И Толстой, институт дополнительных экзаменов при гимназиях для выпускников специальных средних учебных заведений – реальных, коммерческих, технических, сельскохозяйственных училищ, стремившихся поступить не в специальные институты, как предписывалось законом, а в университеты. Совместно с Департаментом полиции А.Н.Шварц взялся за искоренение факультетских старостатов, не взирая на желание профессуры сохранить эти органы студенческого самоуправления в качестве посредника в отношениях с учащимися по академическим и материально-бытовым проблемам. Циркуляром 14 июля 1908 он подтвердил запрет на деятельность в вуз любых «представительных» органов учащихся, наложенный «Постановлением» Совета министров от 11 июня 1907. Чтобы заблокировать проникновение на территорию вуз «посторонних лиц», с 19 июня 1908 в студенческие билеты, с санкции Совета министров, вклеиваются фотографии их владельцев. Обыденностью стали административные, часто без решений профессорских дисциплинарных судов, исключения студентов, их полицейские аресты и высылки. В министерство Шварца был взят курс на русификацию бойкотируемого с 1905 польскими студентами Варшавского университета, куда стали принимать выпускников духовных семинарий из «коренной» России сначала без экзаменов (циркуляр 16 мая 1908) , а с 1909 посредством бально-экзаменационной системы ( циркуляр 17 авг. 1909). Идеология возобладавшего в высшей школе режима воплотилась в проекте устава университетов , представленного Шварцем на утверждение Советом министов 28 дек. 1909 . Одобренный 7 голосами против 5 и резолюцией Николая 2-го «Согласен» от 18 апр. 1910, был направлен в Государственную думу. Там встретил такую оппозицию, что был отозван преемником отправленного в отставку Шварца. Министерство Л.А. Кассо началось в обстановке дисциплинарной нестабильности высшей школы, которая в ноябре-декабре 1910 переросла во всероссийскую студенческую забастовку, особенно обострившуюся зимой 1911.

     Для наведения порядка Совет министров постановлением 10 дек. 1910 вменил Кассо и министрам, в ведении которых состояли вуз право исключать «зачинщиков беспорядков», минуя постановления профессорских дисциплинарных судов и решений учебной администрации , а если будет необходимо, то «взяться и за профессоров». Это привело к росту числа бессудных расправ над студентами и к конфликтам с профессурой. В виде угрозы нарушителям дисциплины циркуляром 2 апр. 1911 до полугода был сокращен срок освобождения наиболее нуждавшихся студентов от платы за обучение. 4 янв. 1911 Совет министров вопреки своему же «Постановлению» о студенческих организациях и собраниях запретил «до особого распоряжения» всякие студенческие «сборища», кроме заседаний научных кружков. О подготовке таковых «сходок» учебная администрация обязывалась «оповещать» полицию, которой предписывалось «принимать быстрые и решительные меры». Либеральное большинство профессуры отказалось исполнять унизительные для академического достоинства полицейско-охранительные функции посредством их бойкота и демонстративных отставок , наиболее массовых в Московском университете. Кассо отсеивал «неблагонадежных» преподавателей, произвольно заполняя образующиеся вакансии «благонадежными» кандидатами.

     В 1911 он предложил правительству перенести подготовку «профессорских кандидатов» в вуз Германии и Франции, не находя в России «научной атмосферы». Реализация этого проекта, по утверждении 19 янв. 1912 Советом министров, подорвала отечественную систему подготовки научно-педагогических кадров. Нескончаемая конфронтация ведомства народного просвещения с профессурой и студенчеством привела к фактической стагнации университетского строительства. Оно остановилось с открытием в 1909 после долгих проволочек университета в Саратове в составе только медицинского факультета. В 1911 на средства П.Г. Шелапутина был основан Московский педагогический институт его имени для профессиональной переподготовки лиц с высшим непедагогическим образованием. Для окончательного разрешения вопроса о недопущении впредь женщин в государственные вуз ( кроме женских Педагогического и Медицинского институтов в Петербурге) законом 19 дек. 1911 окончившим высшие женские курсы, признанные Министерством народного просвещения «университетскими» по учебной программе. разрешалось сдавать «окончательные экзамены» в государственных комиссиях при университетах наравне с мужчинами.

     ИСТОЧНИКИ: Особый журнал Совета министров 17 авг. 1906\\ Особые журналы Совета министров царской России. 1906. М.,1982; Особый журнал Совета министров 19 апр.и 29 мая//Там же.1907. М., 1985; Особый журнал Совета министров 11 июня 1907 \\ Там же ; Особый журнал Совета министров 18 дек. 1907 \\ Там же.; Особый журнал Совета министров 19 авг. 1908 \\ Особые журналы Совета министров царской России. 1908. М., 1988 ; Особый журнал Совета министров 4 сент. 1908. \\ Там же ;Особый журнал Совета министров 29 дек. 1909 и5 и 13 янв. 1910. \\ Особые журналы Совета министров Российской империи . 1910. М., 2001 ; Особый журнал Совета министров 4 янв. 1911.\\ Там же. 1911. М., 2002. ЛИТЕРАТУРА: Иванов А.Е. Высшая школа в России Х1Х – начала ХХ века. М.,1991; Он же. Студенческая корпорация России конца Х1Х – начала ХХ века: опыт культурной и политической самоорганизации. М., 2004; Он же Российские императорские университеты под управлением Министерства народного просвещения. 80-е годы Х1Х - начало ХХ в. \\ Очерки образовательной и научной политики в Российской империи и СССР ( 1890 – 1940). М..2010.

А.Е. Иванов


Возврат к списку